В этом году традиционный Нахимовский праздник в музее-заповеднике «Хмелита» был трижды юбилейным. 20-й по счету, он был посвящен 220-летию со дня рождения адмирала и 350-летию со дня рождения родоначальника российского флота – Петра Первого. Несмотря на жаркую погоду, на территории музея собрались сотни человек. Программа началась с поднятия Андреевского флага на площадке у музея П.С. Нахимова.
(ПОДРОБНО – на сайте музея-заповедника «Хмелита». ФОТО – пресс-службы «Хмелиты»)
5 июля исполняется 220 лет со дня рождения прославленного русского адмирала Павла Нахимова.
«В глазах моряков всех наций имя Нахимова озарено немеркнущей славой…», – сказал российский историк, академик Евгений Тарле в издании «Нахимов» (1942). Малоизвестные подробности судьбы, морской службы и военных заслуг адмирала можно найти на портале Президентской библиотеки: в биографическом очерке вице-адмирала, военного писателя Аврамия Асланбегова «Адмирал Павел Степанович Нахимов» (1898), книге писательницы Марии Лялиной «Подвиги русских адмиралов Петра Михайлова, Спиридова, Ушакова, Сенявина, гр. Гейдена, Лазарева, Нахимова, Корнилова и их сподвижников» (1900), в сборнике «Материалы для истории Крымской войны и обороны Севастополя» (1871-1874).
Павел Нахимов родился 5 июля (23 июня по старому стилю) 1802 года в семье небогатых смоленских дворян в селе Городке. О будущем адмирале отец говорил, что «из Павлуши выйдет храбрый воин!». Ещё подростком он, как и его четверо братьев, был зачислен в морской кадетский корпус и после блестящей учёбы в звании мичмана отправился в своё первое плаванье – по Балтийскому морю.
Удивительное рвение к исполнению своей службы во всём, касающемся морского ремесла, стало основой успешной флотской карьеры Нахимова. Окружающие были уверены, что он служит 24 часа в сутки. Морская служба была для него не просто важнейшим делом его жизни, а единственным делом – он не хотел признавать для себя возможность существования не на военном корабле.
Нахимов одинаково обращался и с матросами, и с седыми адмиралами, которые были выше его чином. У него не было семьи. Матросов он признавал своей единственной большой семьёй и имел право сказать: «…Матросы любят и понимают меня. Я этою привязанностью дорожу больше, чем отзывом чванных дворянчиков!».
К нему, уже адмиралу и начальнику севастопольского порта, обращались с просьбами обитатели морской слободки, и он направлял плотников починить хату старому матросу-инвалиду, занимал деньги в счёт жалованья и раздавал нуждающимся, искренне веря, что людям «необходимо поощрение сочувствием».
Службу в мирное время Нахимов считал лишь подготовкой к войне: однажды чуть не погиб, спасая матроса, упавшего в море, и всегда бросался в самые опасные места, объясняя это тем, что «такие случаи представляются редко, и командир должен ими пользоваться. Надо, чтоб команда видела присутствие духа в своём начальнике. Быть может, мне придётся идти с нею в сражение; вот тогда это отзовётся и принесёт несомненную пользу».
Своё боевое поприще Павел Нахимов начал в Наваринском морском бою в 1827 году, продолжил в знаменитом Синопском сражении 1853 года и завершил на Малаховом кургане при обороне Севастополя в 1855 году, где был смертельно ранен.
В битве с турецким флотом в Наваринской губе Нахимов принял участие на корабле «Азов» под командой своего учителя адмирала Михаила Лазарева. Корабль ближе всех подошёл к неприятелю и громил турок с расстояния не пушечного, а пистолетного выстрела, как потом говорили во флоте. В тот день убитых и раненых на «Азове» было больше, чем на других судах, ранен был и сам Нахимов, но и вреда врагу корабль нанёс больше, чем остальные.
Успех в Синопском сражении хорошо знавшие вице-адмирала Нахимова объясняли его личным влиянием на свою команду. Тарле приводит слова капитан-лейтенанта Афанасьева: «Синоп, поразивший Европу совершенством нашего флота, …выставил блестящие военные дарования адмирала П. С. Нахимова, который, понимая черноморцев и силу своих кораблей, умел управлять ими. Нахимов был типом моряка-воина, личность вполне идеальная…»
Высочайшей грамотой императора Николая I за «истребление турецкой эскадры при Синопе» Павел Нахимов был пожалован «кавалером св. Георгия второй степени большаго креста».
Назначенный в марте 1855 года, во время осады Севастополя союзниками, командиром порта и военным губернатором и произведённый в полные адмиралы, Нахимов был, по словам современников, «истинным хозяином Севастополя». Он постоянно был на укреплениях, вникал во все подробности, отличался презрением к опасности и готовностью сделать всё для спасения Севастополя и флота. Когда он на бастионе наблюдал за позициями неприятеля, пуля ударила рядом. Его умоляли сойти вниз, но он спокойно оставался на месте, и через несколько минут другая пуля попала ему в голову. 12 июля 1855 года адмирал Павел Нахимов скончался.
«…Мы гордимся Вами и Вашей славой – как украшением нашего флота…История скажет о Ваших подвигах детям нашим…» – сказано в рескрипте великого князя Константина вице-адмиралу Нахимову.
Пресс-служба Президентской библиотеки
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий