Вопрос о трудотерапии осужденных на гагаринских предприятиях рассмотрели за круглым столом с участием представителей областного Управления федеральной службы исполнения наказаний.
В Гагарине обсудили тему реализации государственной политики в свете введения с 2017 года нового вида уголовного наказания – принудительных работ. В мероприятии, прошедшем в районном Центре занятости населения, приняли участие первый заместитель главы Гагаринского района Ольга Михайлова, представители кадровой службы предприятий, специалисты ЦЗН. О том, какой путь уже пройден в этом направлении на территории региона, рассказали представители УФСИН России по Смоленской области – заместитель начальника Управления полковник внутренней службы Олег Овчаров, начальник отдела по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, подполковник внутренней службы Анна Павлова, начальник исправительного центра №1 подполковник внутренней службы Александр Агибалов и его заместитель – капитан внутренней службы Александр Захаркин.
Предыстория. В начале 2017 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены поправки, согласно которым на территории страны введено наказание в виде принудительных работ – ещё один вид наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества. Позднее принудительные работы стали применяться как замена неотбытой части срока пребывания в колонии для осужденных за преступление небольшой и средней тяжести. Законодательные нормы позволяют перевести осужденного из мест лишения свободы в исправительный центр (где он будет отбывать принудительные работы) уже по прошествии четверти срока, назначенного судом.
«Принудительные работы в российской системе исполнения наказаний появились с 2017 года. Благодаря этому виду наказания и проводимой на федеральном уровне политике численность осужденных в местах лишения свободы сократилась вдвое – сейчас по всей России их около 450 тысяч. Суды всё чаще выносят приговор о наказании в виде принудительных работ или замене части срока лишения свободы на принудительные работы за незначительные преступления, в том числе и экономические», – отметил Олег Овчаров.
По словам заместителя начальника областного УФСИН, принудительные работы не стоит путать с исправительными и обязательными. Имеются принципиальные отличия. «Это нечто среднее между условным наказанием и реальным лишением свободы. Для осужденного замена отбывания срока в исправительной колонии принудительными работами – это хорошая мотивация, путь к исправлению, и мы можем помочь ему искупить свою вину трудом», – пояснил Олег Овчаров.
Сотрудники УФСИН рассказали присутствующим об опыте взаимодействия исправительного центра, открытого в Сафоновском районе, и регионального бизнес-сообщества.
«С 1 января 2017 года в Сафоновском районе начал функционировать участок, который вскоре был преобразован в исправительный центр. Начинали с трудоустройства осужденных в одной организации, теперь их в Сафоновском районе – 14. Исправительные участки создаются при крупных предприятиях, где нужны рабочие руки. Осужденные ходят на работу, живут в исправительном центре, всегда находятся под контролем. Специфика работы – разная, по большей части, это неквалифицированный труд, но есть среди наших осужденных люди с такими специальностями, которые востребованы на рынке труда. Бывают случаи, что работодатель оставляет хорошего работника на предприятии уже после отбытия осужденным срока наказания», – пояснил Александр Агибалов.
Государственная политика в отношении замены лишения свободы на принудительные работы приносит свою пользу: во-первых, общество должно быть гуманным – речь не идёт о тяжких преступлениях, а, во-вторых, просчитан экономический эффект на фоне дефицита кадров во всех отраслях региона.
Анна Павлова, в свою очередь, рассказала о такой возможности для работодателя как создание исправительного участка на базе предприятия. Первое условие сотрудничества – предоставление жилья в общежитии с предусмотренными санитарной комнатой и кухней для приготовления пищи, помещениями для дежурной смены сотрудников и обеспечение видеонаблюдения. Второе: осужденному выплачивается заработная плата в размере не ниже «минималки», часть которой он по решению суда выплачивает в доход государства. Третье: наличие дежурной смены в общежитии и периодического надзора за работой практически исключает возможность потребления осужденными алкоголя, распространение других пагубных привычек, прогулов, так как любое нарушение грозит наказанному отправкой «на зону». К тому же, осужденные питаются за свой счёт, обязаны самостоятельно проводить уборку как в своих комнатах, так и в здании.
Уточнить детали об открытии участка исправительного центра на базе предприятия можно непосредственно в УФСИН России по Смоленской области.
По словам Анны Павловой, Совет Безопасности Российской Федерации, Министерство юстиции признали положительным опыт создания исправительных центров для экономики регионов. К тому же, на уровне уголовно-исполнительного законодательства предусмотрено предоставление налоговых льгот для работодателей, использующих на своих предприятиях труд осужденных.
«Честно признаться, поначалу работодатели опасались принимать на работу осужденных к принудительным работам. Прошло немного времени, и на данный момент создано уже 178 мест, частные предприниматели и государственные предприятия готовы брать на работу больше осужденных. Эффект оправдывает вложения в ремонт общежитий и создание условий для проживания. А так как наказание в виде принудительных работ может быть назначено на срок до пяти лет, это позволяет трудоустроить осужденного на длительный период, обучить его той профессии, которая необходима», – заключила Анна Павлова.
Так, взаимодействие исправительного центра с сафоновскими и ярцевскими работодателями превзошло все ожидания. На повестке дня – открытие участков в Рославле и Духовщине. О положительном опыте взаимодействия с исправительным центром свидетельствуют видеорассказы руководителей предприятий – вся информация находится в свободном доступе в сети интернет.
«Да, слова «осужденный», «исправительный центр» воспринимаются колкими на слух, однако замена наказания в виде лишения свободы на принудительные работы – это дело времени, новый шаг в обществе. Тем более этот опыт стоит рассмотреть тем организациям, в которых используют труд мигрантов. Служба исполнения наказаний готова к любым вопросам от работодателей – будь то жильё, оформление медицинской справки, получение необходимой специальности осужденным, – и к взаимодействию», – заключил Александр Захаркин.
В ходе круглого стола специалисты-кадровики адресовали ряд вопросов представителям УФСИН. Заместитель главы Гагаринского района Ольга Михайлова заверила присутствующих, что данная тема актуальна и требует детального обсуждения с гагаринскими работодателями.
PS: Возможно, для 20 века трудоустройство людей, получивших срок, противоречит здравому смыслу. Но на дворе – век 21-й, нацеленный на осознание человеком и гражданином своего выбора и его последствий, и если виновному вынесено наказание с «прогнозом» судьбы на несколько лет – возможно, трудотерапия станет лучшим искуплением вины.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий