«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Бронепоезд «За Сталина». Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой

13 октября, 2021 · Нет комментариев

Коломенцы и гагаринцы почтили память экипажа особого бронепоезда №1 «За Сталина», погибшего 80 лет назад у Барышова.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Октябрь 1941-го – первого года Великой Отечественной войны, которую начали против народов Советского Союза фашисты, – был кровопролитным, тяжелейшим на всех фронтах. Враг рвался к Москве. Красная Армия, оказывая упорное сопротивление, продолжала отходить, оставляя захватчикам города и сёла. В это время был оккупирован Гжатск, расположенный на 170 км к западу от Москвы: фашист хозяйничал в нашем городе 17 месяцев, за которые население сократилось в 10 раз.

Кто за город пал великий

С юго-востока от столицы – в Коломне – работал крупнейший (свыше 20 000 работников) в стране завод, который поставлял народному хозяйству паровозы, электровозы, тепловозы, дизели, подводных лодок в том числе. С началом войны коломенцы открыли у себя трудовой фронт, работая по 15 часов в сутки за себя и ушедших на передовую товарищей, в июле оборудовали госпитали, проводили светомаскировку города и завода. А 19 октября 1941 года в Коломне было введено осадное положение: она стала прифронтовым городом.

Продукцию для фронта Коломенский завод имени В.В. Куйбышева начал изготавливать уже в июле 1941 года. Как вспоминал секретарь Коломенского комитета ВКП(б) Михаил Плужников, всё началось со строительства двух бронеплощадок, которые предназначались для охраны железнодорожных мостов через реки Москву и Оку.«Но затем подумали и решили мосты укрепить обычными средствами, а на критический случай заминировать их. Так мы и сделали. А к бронеплощадкам стали доделывать остальные, и получился бронепоезд», – рассказывал Михаил Кириллович. Из другого источника (книга «Беспримерный подвиг») узнаём, что «ещё в июле 1941 года партком завода обратился к правительству с просьбой разрешить построить бронепоезд». В любом случае такой «машины» в Коломне раньше не делали, поэтому инженеры и техники выехали в Подольск, где знакомились с технологией сборки бронепоезда (несколько ранее был выпущен бронепоезд «Подольский рабочий»).

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Бронепоезд на заводе имени Куйбышева был построен на деньги коломенцев: собрано 1 157 973 рубля. Над ним трудились день и ночь, и уже через два месяца около тысячи рабочих и инженеров заявили о своем желании стать бойцами команды. 22 августа 1941 года из добровольцев Коломзавода и депо Голутвин начали комплектовать команду Особого бронепоезда №1. Экипаж в составе 164 человек был переведён на казарменное положение, с июля по сентябрь обучался тактике боя и осваивал военную технику.

«Утром 11 октября 1941 года боевая часть бронепоезда двинулась в сторону Гжатска, оставив базовый состав в Можайске. Цели использования бронепоезда на этом направлении точно установить невозможно даже по документам. Очевидно, что бронепоезд должен был действовать на линии Можайск-Гжатск совместно с другими частями. Обстановка на фронте в эти дни была чрезвычайно сложной. <…> Со слов машиниста М.Т. Фокина мы знаем, что в бой бронепоезд вступал дважды: в 4 часа утра 10 октября и днём того же числа», – читаем в одном из материалов портала музея Боевой славы гимназии №8 города Коломны «История особого бронепоезда №1 «За Сталина».

Ранним утром бронепоезд поджёг несколько фашистских танков, но и «Особому» досталось: был пробит тендер, вытекло много воды, а без неё почти невозможно было двигаться. Машинист Фокин отвёл машину в Колесники, но по приказу командира вернулся на 174-й километр. Было светло. По словам Фокина, немцы их уже ждали. 11 октября 1941 года в 10 часов бронепоезд принял бой. Продолжалось сражение 2 часа. Это было на 174-м километре Западной железной дороги, где Минское шоссе ближе всего подходит к железнодорожному полотну.

В эти дни по «минке» в сторону Москвы двигалось большое количество немецких танков и автомашин. А справа от железной дороги, у деревни Барышово, расположилась вражеская артиллерийская часть. Бронепоезд остановился у переезда между деревнями Барышово и Хохлово. Впереди – мост через реку Алешня. Бронепоезд был открыт с обеих сторон.

Есть многочисленные свидетельства о том, что по «Особому» били артиллерия и танки. О налёте немецких самолетов на машину вспоминают и местные жители, и бойцы бронепоезда.

«Особый» застыл на месте. Прервалась внутренняя телефонная связь и радиосвязь с подвижной базой, которая находилась в Можайске. В бою погиб командир бронепоезда майор Алыбин. Командование на себя принял комиссар Кузьмин, отдав приказ оставить бронепоезд. Отходили через нижние люки к лесу. Но немцы вели огонь по люкам, поэтому потери были огромны. Вспоминает боец Н.И. Четкин: «Вышло из боя всего человек десять: комиссар Кузьмин, которого бойцы выносили на руках, так как он был ранен, Куличев, Вишвиков, Благушин, Глуханчиков…»

Почесть всем отдаст сполна

В 1987 году по инициативе коломенского поискового отряда «Дон-Кихоты» на месте боя особого бронепоезда №1 «За Сталина» – в окрестностях деревни Барышово – установили памятный знак. Он приютился в низине, на краю деревни, а на холме по железнодорожному полотну спешат в Москву или далеко на запад поезда, не забывая погудеть, пробегая мимо.

Облик памятника дополняется, восстанавливаются и увековечиваются имена, вырванные из небытия поисковиками, появляются на стеле фотографии из архива завода. За памятником заботливо ухаживают работники Дома культуры и библиотеки деревни Ивашково вместе с жителями.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Ежегодно «золотая осень» Гагаринского района встречает делегацию из города Коломны с непременным участием школьников с обеих сторон. Здесь, в тихом месте у скромной, но такой «говорящей» стелы, коломенцы и гагаринцы проводят «Час памяти» вот уже 34 года. Пока живы были участники сражения и очевидцы событий – приезжали, приходили в Барышово и они. Потом памятное место стали навещать их дети, теперь внуки.

На памятном знаке в октябре 1987 года было увековечено 39 имён павших бойцов. Сегодня известно уже 65. В их честь, в благодарность за отвагу простых коломенских рабочих и офицеров экипажа особого бронепоезда №1 «За Сталина» и в 2021 году, по традиции, прошёл митинг в Барышове.

Ольга Брехова, начальник отдела по культуре:

– Бронепоезд вышел из коломенского депо и на несколько часов остановил фашистов на маленьком полустанке в этой деревне… К сожалению, уходят люди, которые всё это помнили, но остаётся память, которая живёт в наших сердцах.

Евгений Козлов, в 1987 году – второй секретарь Коломенского горкома комсомола:

– Прошло 34 года с тех пор, когда на этом месте в октябре открывали памятник. В Гагаринском горкоме комсомола нас приняли, поддержали, помогли. Стройотряд из Душанбинского политеха поставил летом эту стелу. Коломенский завод отлил плиты с фамилиями погибших бойцов. Тогда всё только начиналось. Но та работа, которую проводили «Дон-Кихоты», поисковые отряды Гагаринского района, – видна на этой стеле. Посмотрите, сколько фамилий появилось! Память и традиции – вот чем сильна наша страна.

Лилия Немцева, командир поискового отряда «Дон-Кихоты», представила делегацию музея Боевой славы «История Особого бронепоезда №1 «За Сталина» гимназии №8 города Коломны. «В восьмой гимназии уже 7 лет работает музей, посвящённый истории бронепоезда. Есть сайт, на котором издаются новые материалы. Есть замечательные ребята, которые эту память хранят. Они работают в музее как живут. Пока есть такие ребята – есть и будущее», – рассказала Лилия Немцева.

Юноши и девушки исполнили литературно-музыкальную композицию на основе поэмы смоленского поэта Александра Твардовского «Василий Тёркин».

Галина Краснова, в 1987 году – второй секретарь Гагаринского горкома комсомола:

– Этот памятник такой живой и динамичный, и всё же внешний вид его меняется, дополняются мемориальные таблички с именами погибших коломенцев, появляются фотографии. Памятник всегда выглядит ухоженным: о нём по-сыновьи заботятся потомки. Поклон всем вам за вашу работу, участие и неравнодушие!

Александр Егоров, внук бойца экипажа Александра Болунова:

– На коломенском бронепоезде воевал мой дед – Александр Иванович Болунов. Он просто пошёл и записался в добровольцы. Он был коммунистом, и не мог оставаться в стороне. Что было в этом бою – не знаю. Дед остался жив, но никогда ничего не рассказывал. Собственно, как и другие родственники, которые прошли войну и участвовали в боях. Я застал его. Он был уже пенсионером – человеком физически очень сильным, крепким, человеком с активной жизненной позицией, неравнодушным, был председателем домового комитета, народным дружинником, наводил порядок на своей улице, и любое хулиганье обходило его за несколько кварталов… Такие люди – неравнодушные, которые считали своим всё, что происходит в стране и в мире, – отстояли нашу землю: и во время татаро-монголов, и при поляках, и при французах, и при фашистах. На таких людях и держится наше право жить на своей земле, говорить на своём языке, иметь право называть себя русским. Мы собрались здесь несколько поколений, и передаём это чувство единство народа и гордость за свою землю, понимаем, что это наша земля, что мы – один народ, и будем передавать чувство единства дальше.

Александр Орлов, двоюродный внук бойца экипажа Александра Орлова:

– На памятнике есть фамилия – Орлов Александр Михайлович. Он – родной брат моего деда. Служил заряжающим орудие на второй бронеплощадке особого бронепоезда «За Сталина». Ушёл добровольцем, на тот момент ему было 39 лет. Простой русский мужик. Воевал в одном бою и погиб. Большинство, кто были на этом бронепоезде, не стремились выполнить подвиг. Они как простые рабочие завода делали свою работу… Одна притча гласит: не хватило одного гвоздя, чтобы выиграть войну. Возможно, того, что совершил бронепоезд, уничтожив несколько танков, как раз и не хватило фашистам, чтобы взять Москву.

Минутой молчания коломенцы и гагаринцы помянули погибших защитников Отечества. Красные гвоздики разбавили чёрно-белую палитру памятного знака, а в звенящую под лучами солнца тишину вновь ворвался гудок скоростного поезда…

Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой,
День придёт – ещё повстанут
Люди в памяти живой.
И в одной бессмертной книге
Будут все навек равны –
Кто за город пал великий,
Что один у всей страны.
И Россия – мать родная –
Почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная,
Жизнь одна и смерть одна.

Александр Твардовский, «Василий Тёркин»

Категории: Общество · Победа

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий