Лето, пожалуй, самое благодатное время для похода в лес. Особенно если этот лес рядом с Клушином – родиной первого в истории человечества космонавта. Как знать, может, именно по этим ивнякам и перелескам бегал маленький Юра на рыбалку или за грибами, искал ягоды и березовую чагу, которая в старину заменяла дорогой и редкий в крестьянском быту чай.
Подземные воды во многих местах близко подошли к поверхности, что отразилось на биоразнообразии и внешнем виде самого леса.
Самыми распространенными видами оказались различные ивы и, в первую очередь, самая заметная из них – высокая серебристая, или ветла. Её мягкая древесина годилась для изготовления корыт, посуды, простых долблёных лодок. Пчеловоды закладывали куски подгнившей мягкой древесины в дымари, чтобы окуривать пчёл, а ветви шли на изгороди-плетни. Влажные опушки тоже оказались преимущественно ивовыми – там густо разрослись плотные кусты ивы пепельной.
Местами встречалась и бредина – ива козья с широкими, опушенными листочками, которую крестьяне широко использовали как корм скоту, заготавливали веники. Ещё один вид – иву остролистную – знают как вербу. Испокон веков, даже до прихода христианства на Русь, верба считалась праздничным, священным растением, и весной было принято слегка хлестнуть цветущей веткой домочадца или скотину. Верили, что подобный обряд наделит человека здоровьем, а скотину – плодовитостью, после чего веточка пряталась в доме до следующего года.
Удивительно было встретить в Клушино цветущую калину – ещё одно интересное растение, широко освещенное в народном фольклоре. Любили славяне калину за то, что отличалась она целительными свойствами, а после первых морозов горькие ягоды становились слаще. Действенным средством от простуды являлась калина с медом: “калина сама себя хвалила, что с мёдом хороша”. Собирали красные костянки обычно после заморозков, сушили, делали запасы на зиму. Кроме ягод, калина давала кору, которая и сейчас служит сырьём для фармацевтики. По легенде, была когда-то калина слаще мёда, но у корней её долго плакала красавица от неразделённой любви, слёзы впитал куст своими корнями, отчего и стали ягоды горьки. Поэтому калину крестьяне считали деревом любовным. Считалось, что высушенные кисти плодов, положенные между стёклами в раме, привлекут любовь и удачу в дом.
Заболоченные низины облюбовала таволга вязолистная, в народе иногда неправильно называемая медуницей, или медунишником. Впрочем, в какой-то степени это название можно считать справедливым: от белых воздушных соцветий в тёплые вечерние часы исходит сладкий, приятный аромат, и впрямь напоминающий медовый. В высоких, плотных зарослях таволги проложили свои тропы лоси. Во влажной мягкой земле хорошо видны следы их заострённых копыт, на глазах наливающиеся болотной водой.
Вдоль ручьёв сереют на стволах осин следы бобровых резцов – и старые отметины, уже давно засохшие, и совсем свежие. Умело кладёт дерево “водяной инженер” – так, чтобы легло оно кроной ближе к воде, чтобы можно было без затруднений срезать и заготавливать ветки, строить из обглоданных сучьёв плотины и хатки. На одном из таких сваленных деревьев видны характерные следы пребывания куницы, видно, пробегала она недавно по своим хищным делам, воспользовавшись упавшим стволом как мостом. А по илистым берегам и даже в самой воде густо белеют цветки водяного кресса, или жерухи лекарственной. Известно, что молодые листья жерухи являются отличным дополнением к овощному салату, и во многих странах водяной кресс даже специально выращивается.
На одной из тихих полянок расцвела настоящая лесная красавица – купальница европейская. Всё реже встречаются в наших лесах эти очаровательные цветы, чем-то напоминающие маленькие жёлтые розы. Красота купальницы стала одной из причин, по которой её многие годы собирали на букеты. Под Клушином, тем не менее, сохранилась полянка, на которой, словно рассыпанные солнечные зайчики, ярко желтели лепестки редких в наше время цветов. Занесена купальница в Красные книги Тамбовской, Липецкой областей, а также в Красную книгу Республики Беларусь, нашей соседки. Учитывая территориальную близость к Беларуси, нам тоже следует бережно отнестись к редкому виду. Куда лучше полюбоваться живым цветком в лесу на полянке, чем срезанным и погибающим в вазе на окне.
По опушкам встречались цветущие кусты розы собачьей, или шиповника, на которых удалось найти крупную и довольно редкую бабочку – парусника-махаона. Большая, с половину раскрытой ладони, и стремительная в своём полете она всё же позволила аккуратно подойти автору, хотя для этого и пришлось немного побегать. Махаоны занесены в Красную книгу Смоленской области и относятся ко второй охранной категории. Именно в клушинском лесу повезло не только увидеть, но и удачно сфотографировать редкую бабочку. Учитывая, что в гагаринских лесах ещё живут “единичные экземпляры” и природа сохранила их хрупкую красоту, следует отнестись бережно и внимательно к её “жильцам”. А также помнить о том, что на этой скромной и прекрасной земле началась дорога в космические дали. Нужно сберечь нашу планету для детей и внуков.
С.А. КЛОЧКОВ, ФГБУК “Музей Ю. А. Гагарина”
ФОТО автора
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий