Это были вчерашние гжатские пионеры и комсомольцы, а сегодня – министры, крупные учёные и общественные деятели, врачи и инженеры. “…но все мы были Томы и Кати, Вани и Жоры, не было между нами рангов и различий, все были тогда друзья и товарищи, которых навсегда связало одно – Гжатск”.
Весть о первопроходце космоса молниеносно облетела весь земной шар, буквально всколыхнув всё человечество. Узнав, уроженцем каких мест был Юрий Гагарин, гжатчане, оказавшиеся за пределами родного города, предпримут попытку объединиться. Это объединение очень скоро перерастёт в несколько иное структурное подразделение – землячество.
Землячество – объединение людей, проживающих вне региона своего рождения, имеющее социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности. В отличие от диаспоры в землячестве наиболее важным фактором объединения является не принадлежность к какому-либо этносу, а переезд человека из какого-либо региона (города, области и т.д.) в другой на достаточно длительное время или для постоянного проживания.
Такое воссоединение произойдёт уже в июльские дни 1961 года. Инициатором и духовным вдохновителем встреч бывших гжатчан в Москве станет Тамара Сергеевна Сивохина (1910-1998). Её отец – Сергей Михайлович Сивохин, известный в городе торговец, покинул малую родину в самый разгар революционных событий. Тамара последует за ним и окажется в столице только в 1927 году после окончания гжатской девятилетней школы.
Её помощниками в поиске станут сёстры Румянцевы, а также любимые педагоги, сохранившие связь со своими учениками – Александр Кузьмич Молчанов – учитель естествознания, истории и географии, Мария Алексеевна Жукова (1889-1981) – учитель французского языка.
Гжатские собрания москвичей станут ежегодными вплоть до 1981 года. Датой их проведения будут избраны мартовские или апрельские дни, связанные с днём рождения первого космонавта или первым полётом в космос. «Когда мы садились за праздничный стол, – вспоминает Екатерина Григорьевна Миронова, одна из членов инициативной группы землячества, – первый тост был «За наш милый трёхоконный Гжатск!», придуманный Ваней Фадеевым». Хочется отметить, что это были вчерашние гжатские пионеры и комсомольцы, а сегодня министры, крупные учёные и общественные деятели, врачи и инженеры; «…но все мы были Томы и Кати, Вани и Жоры, – вспоминает Екатерина Григорьевна, – не было между нами рангов и различий, все были тогда друзья и товарищи, которых навсегда связало одно – Гжатск». К слову, Ваня Фадеев – это Иван Иванович Фадеев – являлся министром финансов РСФСР (1949-1973).
Члены землячества были приблизительно одного возраста – 1904-1911 года рождения. Все они хорошо помнили Гжатск, многие часто наведывались туда к своим родственникам. Правда, некогда богатые купеческие особняки их предков теперь принадлежали совсем другим людям. В первое десятилетие своего существования общество насчитывало около пятидесяти человек, «но с каждым годом, – вспоминает Екатерина Миронова, – нас становилось всё меньше. В 1991 году приехало всего девятнадцать человек. Что поделаешь, старость». Статистика показывает, что некогда весёлые встречи гжатчан-москвичей очень скоро становились местом, где теперь вспоминали тех, с кем начинали это благородное дело. В 1997 году собралось всего четыре участника, а в 1999 году — трое. Но, несмотря на возраст, землячество продолжало жить.
Уже на одном из первых собраний был избран инициативный совет «Гжатского землячества», в состав которого вошли: Тамара Сивохина, Екатерина Миронова, Фёдор Кривицкий, Владимир Эрбель, Юлия Буланова и Кузьма Васильев. Огромную помощь на местах совету оказывал гжатский краевед Алексей Семёнович Орлов. Благодаря его участию в жизни общества были организованы увлекательные экскурсии по памятным местам, незабываемые встречи с матерью первого космонавта Анной Тимофеевной Гагариной, посещение гжатского некрополя, где Алексей Семёнович помогал землякам отыскать захоронения их близких.
Впервые гжатские москвичи собрались у Нины Румянцевой в подмосковных Химках. За Екатериной Мироновой тогда было закреплено приобретение сувениров – призовой фонд для проведения конкурсной программы, подготовку работы беспроигрышной лотереи поручили Надежде Давыдовой, а за Иваном Ивановичем Фадеевым был поиск помещений для очередных встреч земляков и организация торжественной части. С момента появления организации был заключён негласный договор между членами землячества: никогда не просить никакой протекции, никогда никого не уговаривать. Обязательными стали членские взносы, которые решено было использовать для проведения встреч, поездок в Гжатск, а также в качестве финансовой поддержки особо нуждающимся.
Если первую встречу могла вместить обычная городская квартира, то впоследствии приходилось прибегать к помощи министра финансов для съёма помещений, способных вместить всех желающих. Вскоре родился гимн Гжатского землячества. Его текст был написан супругом Тамары Сивохиной, уроженцем Гжатского уезда полковником Фёдором Григорьевичем Алексеевым. Вот несколько строк из него:
Патриоты земли мы смоленской.
Любим город, деревни, село.
Мы гордимся героем Вселенной,
Давшим нашему городу имя своё!
За прошедшую жизнь мы в ответе,
Но краснеть за неё нам не след,
Ничего не жалеем на свете,
Отдадим всё, что сможем, и впредь!
Нам осталось ещё утешенье:
Наши дети, друзья и дела,
Мы не просим, не ждём награжденья,
Лишь бы совесть спокойна была!
Со временем становились известны всё новые и новые имена, позволяющие ликвидировать «белые пятна» в истории города. Приходится лишь сожалеть, что так и не удалось разыскать документальную повесть «Гжатчане» проживавшего в Москве нашего земляка Владимира Павловича Морозова. О ней нам стало известно со слов Надежды Михайловны Жуковой (1915-1997), активистки общества. С Гжатском её связывали тесные узы. Она являлась потомком старинного купеческого рода, известного ещё со времён первого поселения на реке Гжать.
Тогда удалось лишь узнать, что повесть была напечатана в домашних условиях на пишущей машинке и даже готовилась к публикации. Есть основания полагать, что героями повести были люди, входившие в Гжатское землячество. Очевидно, многих из них автор знал лично. Это был рассказ о Гжатске 1920-х годов. Те немногие, кому довелось прочесть повесть, были о ней высокого мнения. Учитывая, что в 1960-е годы в состав землячества входило около пятидесяти человек, можно себе представить, сколь богатый исторический материал должен был найти в ней отражение.
Прошли годы… Потомки тех, кто некогда составлял костяк Гжатского землячества, продолжили дело отцов. Они не только бескорыстно делились с нами своими знаниями, но и передали музею семейные реликвии, имеющие для нас огромную историческую ценность.
Благодаря Кире Романовне Иршинской (1936-2019), дочери Н.М. Жуковой, земляки смогли познакомиться с творческим наследием незаслуженно забытого гжатского художника, ученика Константина Алексеевича Коровина – Михаила Петровича Жукова. Кира Романовна любезно предоставила, казалось, навсегда утерянные для нас, документы и фотоматериалы. Она многие годы была хранителем семейного архива Жуковых, перешедшего ей от матери.
«Живя в Москве, мы не порывали связей с Гжатском, – вспоминала в одном из своих писем Кира Романовна, – помогали друг другу. У нас часто бывали Серафим [Михайлович] Орешников, главный консультант по делам искусства Большого театра, Максим Дормидонтович Михайлов – известный оперный певец, адвокаты и юристы. Большинство из них бедствовали и еле сводили концы с концами. Это были интересные, благородные, ни на кого не похожие люди. Их объединяла любовь, любовь к Родине, любовь к Гжатску. Мы были детьми, нам было очень интересно, нам было их жалко, но мы почему-то им завидовали. Теперь-то мне ясно – это была гжатская колония в городе Москве».
Вот уже минул XX век, в конце которого мы впервые обратились к теме Гжатского землячества. Поколение, которое значительно могло бы облегчить наш поиск, к сожалению, уходит. Время безостановочно летит вперёд, оставляя нам всё меньше и меньше на это шансов. Но остаются потомки, живые люди, которые являются молодыми побегами и веточками большого семейного древа Гжатска. Они создают новые семьи, у них своя жизнь, иная судьба, чем у дедов и прадедов. Но в том-то и состоит главная задача наших изысканий, чтобы не только «расшифровать» историю и распутать сложные родословные нити на пожелтевшей архивной бумаге, но и ощутить, зримо соединить предков с именами ныне здравствующих наследников. В этом, наверное, и есть смысл той великой связи времён, которую любому народу никогда нельзя разрывать.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА, сотрудник ФГБУК “Музей Ю.А. Гагарина”
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий