«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Белка и Стрелка. Человеку путь открыт!

17 августа, 2020 · Нет комментариев

Из цикла “1960 год. Хроника подготовки к полёту”

Белка и Стрелка после полёта стали зваными гостями на каждой встрече. А это происходило по два-три раза в неделю. Позднее их отдали в Московский зоопарк, где они ещё долго радовали своим появлением ребятишек.

В первых числах августа 1960 года, уже через несколько дней после неудачного старта Лисички и Чайки, началась подготовка к запуску следующего корабля. На космодроме стояла сорокоградусная жара, но она не была препятствием для ракетчиков. Оснащение космического аппарата сложным оборудованием шло полным ходом. Предстояло провести крайне важные эксперименты по изучению функционирования организмов живых существ во время длительного пребывания в космосе. На Земле ещё не было ни одного животного, находившегося в космосе более десяти минут.

Кроме того, орбитальный полёт человека требовал точного расчёта траектории с посадкой в заданном районе. Ошибка при включении с Земли тормозной двигательной установки (ТДУ) в несколько секунд могла привести к гибели “экипажа”. Кроме двух главных пассажиров – Белки и Стрелки, в кабине находились две белых крысы и несколько мышей. Впервые в реальных условиях проверялись системы питания, водоснабжения и ассенизации.

Предстояло также установить, какое воздействие на живые организмы оказывают ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Главными действующими лицами при подготовке корабля были врачи авиационной, теперь уже и космической, медицины во главе с В.И. Яздовским. Для наблюдения за поведением собак были изготовлены две специальные телевизионные камеры. Они устанавливались так, чтобы Белка смотрелась в анфас, а Стрелка – в профиль.

16 августа состоялся вывоз ракеты на стартовую позицию. Запуск планировался на следующий день. Однако при проверке систем выяснилась необходимость замены клапана подачи кислорода. Старт пришлось отложить на два дня. Из Куйбышева, где изготавливались ракеты, специальным рейсом был доставлен новый клапан. Наибольшую тревогу задержка вызывала у врачей. Непривычная обстановка, жара, душные ночи могли сказаться на здоровье “экипажа” ещё до старта. Природа сжалилась, накануне старта стало чуть прохладнее. После замены клапана, наученные печальным опытом ракетчики, вновь несколько раз перепроверили все системы. В отличие от Лисички и Чайки на этот раз собаки вели себя спокойно, охотно заняли свои места.

Корабль стартовал 19 августа в 11 часов 44 минуты. Был ясный солнечный день. Руководителям полёта с трудом удавалось скрывать волнение за показным спокойствием. Напряжение стало спадать после сообщения с пункта связи на Камчатке: “Корабль вышел на орбиту”. Во время сеанса связи было видно, что собаки лают. Владимир Иванович Яздовский успокаивал: “Если собаки не подвывают, а тявкают, значит, вернутся”.

Члены Госкомиссии в приподнятом настроении сочиняют текст коммюнике, который предстоит зачитывать Юрию Левитану. После обмена мнениями решено включить абзац о телевизионной передаче с орбиты. На следующий день она вызовет сенсацию у журналистов. Казалось, на этот раз техника не подведёт. Но раздаётся срочный звонок Королёву. Телеметристы сообщают неприятную новость. Похоже, вновь отказала система ориентации, как это произошло во время полёта корабля в мае. Но теперь возникла опасность не только для космического аппарата, но и для его “пассажиров”.

С.П. Королёв даёт команду готовить программу аварийного спуска. Всю ночь идут совещания и споры с находящимися в Москве баллистиками. Наконец, решение принято. Команда на включение ТДУ будет подана, когда корабль должен находиться над Африкой. Однако неясно, направится ли он к Земле или останется на орбите, как это произошло в мае. Все с нетерпением ждут сигналов с передатчика “Пеленг”. Это должно стать подтверждением, что парашюты спускаемого аппарата раскрылись. Трудно передать радость тех, кто находился на космодроме, когда пришло сообщение от служб наблюдения: “Посадка на 18-м витке… Отклонение всего 10 километров от расчётной точки”.

Спускаемый аппарат совершил посадку на северо-западе Казахстана. Сергей Павлович Королёв требует принять все меры по охране контейнера с собаками. Наряды милиции срочно перебрасываются в район приземления. Главный конструктор и председатель Госкомиссии маршал М.И. Неделин с группой сопровождения вылетают к месту посадки.

21 августа обе собаки были доставлены на самолёте в Москву. На второй день после возвращения в здании ТАСС на Тверском бульваре состоялась пресс-конференция. Собаки чувствовали себя прекрасно. Когда их везли на машине, они устроили грызню. Их поведение очень радовало врачей, они вели себя как обычные здоровые собаки.

Несмотря на возникшие при возвращении корабля проблемы, ракетчики заслуженно праздновали победу. Главный конструктор сумел решить самую сложную задачу предстоящего пилотируемого полёта – вернуть “экипаж” корабля на Землю. Больше всего Королёв был доволен безупречной работой ТДУ, которую часто называли “контрракетой”. При первом же дистанционном испытании двигателя в космосе отклонение было всего несколько километров, в то время как допуск составлял сотни. Конструктор тормозной двигательной установки Алексей Михайлович Исаев в 1941 году был одним из создателей первого реактивного самолёта. Теперь его изделие с поистине ювелирной точностью возвратило катапультируемый контейнер на Землю. Однако у врачей были серьёзные опасения для беспокойства. По данным телеметрии на четвёртом витке у Белки началась рвота. Это было проявлением так называемой “космической болезни движения”, о которой в то время ещё ничего не было известно. В.И. Яздовский предлагал и раньше ограничить первый полёт человека одним витком. Теперь у него появились дополнительные аргументы в пользу такого решения.

После полёта Белки и Стрелки газеты пестрили заголовками вроде “Теперь в космос полетит человек”. Срочно выпущенный плакат с изображением симпатичных мордашек и словами “Человеку путь открыт!”, казалось, вплотную приблизил это событие. Триумфальный полёт четвероногих “космонавтов” дал основание для ускорения работ. Но Королёв настаивал на двукратном успешном полёте с животными перед запуском человека в космос. В эти августовские дни у многих была уверенность, что такой полёт состоится до конца 1960 года.

Дальнейшая судьба легендарных собачек сложилась следующим образом. Они долгое время жили в Институте авиационной и космической медицины. Белка и Стрелка после полёта стали зваными гостями на каждой встрече. А это происходило по два-три раза в неделю. Позднее их отдали в Московский зоопарк, где они ещё долго радовали своим появлением ребятишек.

В 1961 году Н.С. Хрущёв пообещал жене президента США Жаклин Кеннеди и их дочери в подарок “космического” щенка. От Белки потомства получить не удалось, а вот Стрелка ощенилась дважды. Одного из её щенков – Пушинку – Никита Сергеевич подарил госпоже Кеннеди.

Михаил БУТРИМЕНКО, Маргарита ЛЕБЕДЕВА,
научные сотрудники отдела Первого полёта Музея Ю.А. Гагарина

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий