Дворянские усадьбы ожерельем украшают глубинку России, и даже в заброшенном состоянии сохраняют свою изысканность и вызывают восхищение, отличаясь тем самым от гротеска современной архитектуры.
Усадьба села Васильевское – один из ценнейших архитектурных ансамблей Смоленской области, является образцом русского классицизма. Усадьба представляет собой характерный пример дворянского имения XVIII века, где все её сооружения представляют значительную архитектурную и историческую ценность.
Село Васильевское расположено в 10 километрах от Царёво-Займища. Первоначально усадьба принадлежала прапорщику Н.В. Плохово и известна с 1770-х годов. С конца ХVIII века и до 1917-го селом владели дворяне Повалишины.
Этот комплекс представляет собой прекрасный пример реализованной в архитектуре и планировке личной мировоззренческой идеи. Даже беглый осмотр усадьбы даёет возможность сделать целый ряд выводов по поводу ее индивидуального символического лица. Несмотря на значительные “утраты”, структуру композиции комплекса всё ещё можно прочесть.
Композиция в Васильевском имеет свою индивидуальную трактовку тезиса о поиске истины. В этом есть логика жизни, логика индивидуального выбора пути. Исходя из выявленного символического ряда, следует сделать вывод, что создатель данного комплекса был масон.
Судя по прослеживаемым пока ещё элементам, в основе композиции регулярной части парка лежит шестиконечная звезда (гексаграмма, звезда Давида или звезда Соломона), образованная структурой аллей и боскетов и некоторыми другими ландшафтными элементами. Гексаграмма – это древневосточный символ, эмблема египетского оккультизма. Обычно изображается в форме двух, наложенных друг на друга (вершинами в противоположные стороны) треугольников – эмблема “бракосочетания” неба и земли. В масонстве такая звезда олицетворяет свет истины и разума на пути добродетели. Это эмблема трансцендентной мудрости. Вдобавок масонская звезда есть “земной аналог” Полярной звезды – ориентира древних путников и мореходов. Считается, что Полярная звезда указывает на остров Туле – колыбель человечества.
Вершина одного из треугольников в парке, составляющих гексаграмму, надо полагать, отвечает за силы небесные и завершается земляной насыпью. Учитывая такое композиционное расположение насыпи, соседство с двумя другими, аналогичными по величине, даёт возможность предполагать, что на её вершине располагалось некое сооружение, поддерживающее общую символическую концепцию.
Треугольник – фигура, почитаемая в масонстве как символ божества, всевидящее око, символ главы масонской ложи и знак старшего мастера. В философской системе Пифагора, изучаемой и чтимой масонами, эта фигура ассоциировалась с греческой буквой “дельта”, которая из-за её треугольной формы считалась символом создания космоса.
В масонстве треугольник (треугольная звезда или пирамида) с вписанным в неё глазом – это Лучезарная дельта. Официальное описание гласит: “Лучезарная дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам её находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта – треугольник с помещенным внутрь ее оком – знаком просвещённости или принципа сознания, иначе Всевидящее око, постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия Высшего существа при проведении ритуальных работ, постоянное излучение – утверждение бытия”.
Аналогичным образом устраивался центр общепринятой масонской ложи. Во внутреннем пространстве треугольника располагалась зала для ритуальных работ. Кроме того, эта фигура, могла символизировать и два других светильника учения” – наугольник и циркуль, наложенные друг на друга. Циркуль обозначал солнце, верховное божество, а наугольник – часть земного шара, освещённого солнцем. “В этом пространстве, между циркулем и наугольником и надлежало искать истинных масонов”.
Что же могло располагаться на вершине земляного холма, являющегося вершиной треугольника? Логично предположить пирамиду, но это мог быть и некий павильон, храм-ротонда, посвященный верховному божеству, взирающему с небес на мир, опять же поддерживающий идею Лучезарной дельты, Всевидящего ока.
По склонам холма сохранились кусты акации. Сам холм и акация на нем произрастающая символизировали особо значимую для масонов легенду об убитом великом мастере – строителе Соломонова храма Адонираме. Акация, которой ученики отметили могилу мастера, олицетворяла пережившую смерть, но вновь возродившуюся, расцветшую идею. Символически умерший, согласно масонскому учению, продолжает жить в каждом новом мастере.
Таким образом, если на данном холме располагался некий элемент, символизировавший Лучезарную дельту, то на холмах к северу и югу от него, как сказано выше, должны были располагаться объекты, символизирующие Солнце (ближе к югу) и Луну (ближе к северу).
Солнце и Луна – это два малых светоча масонской ложи (третий – досточтимый мастер), древнейшие символы и олицетворение света, в частности, в своём единстве, – света истины. Солнце означало истину, мужество, правосудие; Луна – чистую любовь, воздержание, природу. А Пламенеющая (или лучезарная) звезда – “дух”, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, указывающий путь к истине.
Однако можно предположить и расположение на этих холмах двух обелисков, символизировавших столбы, традиционно устанавливавшиеся в ложах и символически служившие им опорами. Это могли быть два столба, две символические колонны храма Соломона: “Иахин” (“Бог делает прочным”) и “Боаз” (“В Нём сила”). Они символизировали силу и стойкость, жизнь и смерть, добро и зло, главные основы гуманности: справедливость и благожелательность.
Упомянутые колонны – врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Боаз – северная, а Иахин – южная колонна.
Не случайным, в связи с изложенным, является расположение рядом с этой композицией плодового сада. По сути, сад выступает символической основой, средой всей концепции, началом и концом высказанной идеи.
Плодовый сад не только снабжал владельцев усадьбы фруктами, но и являлся одним из неотъемлемых элементов философской эстетики парка этого времени – “личным раем”, местом для размышлений об утраченном “Эдеме”. Созерцание сада должно было наводить на мысль о Рае утраченном и полагаемом для тех, кто стремится познать истину.
В структуре пейзажной части парка пока отчётливо удалось проследить жёсткое периметральное обрамление участка в виде липовой аллеи и граничной межевой канавы обсаженной кустарником. Планировочная же структура этой части парка требует внимательного изучения и составления фиксационной схемы. Тогда можно будет говорить о ее символических особенностях. Но уже сейчас можно предполагать, что она является неотъемлемым элементом общей концепции комплекса, как структура предваряющая и подводящая посетителя парка к кульминационной семантической точке.
Отдельные элементы композиции, такие как круглые пруды с круглыми островами, места расположения парковых павильонов и другие, безусловно, выступают как символические элементы общего текста парка, значение которых еще предстоит раскрыть. Но вполне можно предполагать символику круглых прудов с островами в значении “масонской круглой шляпы”, как, например в английском Amberley. Круглые шляпы у масонов – символ вольности.
Прямоугольный объем главного дома с внутренним залом-ротондой и двусветным бельведером, крестовый мезонин завершающий всю композицию строения, намекающий на так называемый “философский крест”, планировочная и визуальная связь дома с колокольней Благовещенской церкви, на которую был “посажен” один из парковых павильонов, расположение церкви и кладбища за рекой – водной преградой, отделяющей мир живых от мира мёртвых, – вся совокупность как выявленных, так и пока ещё скрытых элементов, обладающих явным символическим контекстом, превращает усадебный комплекс в Васильевском в уникальный объект, требующий, наряду с дальнейшим изучением, охраны и реконструкции.
Судьба усадьбы
Последние владельцы усадьбы в старинном Васильевском – семья Повалишиных: Дмитрий Фёдорович и Вера Викторовна.
После Октябрьской революции в здании усадебного дома размещались агрошкола, дом инвалидов, больница, а в 80-х годах ХХ века – тубдиспансер. Из-за этого внутренний интерьер усадьбы приобрёл характерный сине-белый цвет, а лепнина была удалены за полной ненадобностью.
В 2019 году “Гжатский вестник” рассказывал о деятельности фонда, который включил усадьбу в план реставрации, но с тех пор – тишина…
Е.М. БЕЛОВА, ведущий методист историко-краеведческого отдела Музея Ю.А. Гагарина
Фотоснимки усадьбы в Васильевском выполнены 26 мая 2020 года корреспондентами газеты “Гжатский вестник”
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий