«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Юлия Григорьева в летописи колхоза “Радищево”

23 декабря, 2019 · Нет комментариев

На днях Юлия Ефремовна Григорьева отметит скромный юбилей.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Ударник пятилетки и трижды победитель соцсоревнований, «мастер высоких надоев», ветеран труда федерального значения: жизненный путь труженицы крепко переплетен с судьбой колхоза имени Радищева в Никольском – так же крепко, как обещание жителя села, пожатие руки и отношение к работе.

Вьется в тесной землянке огонь

«А что жизнь!» – то ли сокрушается, то ли спрашивает сама себя Юлия Ефремовна, подводя итог пройденного. 80 лет пролетело, натруженные руки доярки ломит временами до невозможности, в память впечатались послевоенные картинки разрухи, землянка с глиняным полом, сбор любой хворостинки и даже соломы с крыши, чтобы мало-мальски протопить печку.

Взять, к примеру, Старый Роховец. Приграничная деревня в Монастырщинском районе, рядом – старинный Мстиславль. Фашист ничего не оставил от деревни. «Женские» семьи, в которые не вернулись мужчины с фронта, вынуждены были жить в землянках: чтобы подправить разрушенное жилье, нужны были сильные руки. А у маленькой Юли война забрала отца, деда, дядю, а тётю подростком угнали в Германию. Так что после войны до 53-го года ее семья ютилась в землянке с глиняным полом.

Но в школу ходили! В другую деревню, через речку, очень грозную в разливную весну, без тетрадок и учебников. Учителя в любых условиях умели создать учебную обстановку и вложить военным детям, которые до сих пор испытывают чувство голода, знания и понимание, что завтра будет намного лучше. Надо только потерпеть.

Что-что, но терпеть русский человек умеет…

Семилетка в Корхах пройдена. Нужно учиться дальше. А полная школа – «в районе», куда поступить еще надо: брали не всех подряд, а толковых. Юля с подружкой «сходили» пешком в эту школу, с горечью провалили экзамены и вернулись домой. Лентяйничать не дозволено никому, иначе человеком не станешь, поэтому Юля пошла работать в колхоз, оттачивая усердие и проявляя терпение.

На будущий год ее посыл был вознагражден сторицей: порог районной школы преодолен, квартира на постой найдена – только учись!

Не вышло. К тому времени мама насобирала денежек на маленький домик, продав корову. «А что толку иметь дом, когда топить его нечем!» В этом доме семья не прожила и двух лет. Юля так и не ощутила вкус занятий в большой школе, потому что дядя по материнской линии, увидев, как мыкаются женщины, перевез семью в колхоз имени Радищева – в Никольское.

Великое переселение в “Радищево”

В 50-е годы Иван Антонович Денисенков, будущий Герой Социалистического Труда – высокое звание председателю колхоза-миллионера присвоят в 1958 году – разворачивал огромное хозяйство, и ему требовались труженики с крепкими рабочими руками. Причем Денисенков, отличавшийся стальной строгостью, в прямом смысле по рукам определял, приживется специалист в хозяйстве и будет ли от него толк.

В Никольское съезжались со всей Смоленщины. По дороге из Монастырщины в сторону Гжатска – колхоз присылал машину – Юля встретила немало знакомых, целыми семьями переезжающих в «радищевские закрома».

Тут уже было настроено жилье – по улице Мира. Но Юлину семью поселили в деревню Улиткино – за 7 километров от Никольского – в дома для переселенцев. Так, не закончив 8-й класс и оказавшись на другой стороне области, Юля поступает в колхоз на работу. Было девушке на тот момент 16 лет.

Поле. Горькое поле…

Трудовой стаж Юлии Ефремовны начинается с 1956 года. Наша труженица делит его на две части: 20 лет – в полеводстве, 20 – в животноводстве.

На тот момент в колхозе усиленно выращивали лён, рассказывает Юлия Ефремовна. Тресту сдавали на льнозавод в Поличне. А чтобы льняное волокно было шелковистым, ему давали «отлежаться»: слали в зиму, а весной «полеводы» эти рядки откапывали лопатами, поднимали из-под снега и ставили в куклички-домики, потом вязали и отправляли на льнозавод.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Вот такая была работа. В любую погоду, без особой «теплостойкой» одежды, с рабочим днем, который измерялся не трудовым кодексом и часовыми стрелками, а хорошо и до конца выполненным заданием. Очевидно, поэтому «хрущевское» десятилетие, при всех недостатках правителя, называют своего рода прорывом: построено жилье, пусть крохотное (не в землянке же!), объекты соцкультбыта, крупные заводы «тяжелых» отраслей, «разбивали» колхозы и совхозы, возделывая каждый клочок земли и добиваясь от нее, далеко не всегда черноземной, урожаев.

Бригада, в которой работала Юля, выходила на поля со свёклой и брюквой. Эта обязанность была сверх трудовых норм. А дома – еще хозяйство, скотинка, огород. Вот силища у людей была! И это в послевоенные годы на земле, выжженной и пройденной фашистом…

За труд в полеводстве Юлия Ефремовна отмечена тремя медалями.

Мастер высоких надоев

В колхозе имени Радищева другим не менее важным направлением было животноводство. Сколько в хозяйстве «героев» трудилось! Руками надаивали рекордные тысячные литры, ездили на съезды в Смоленск и Москву.

Но пока Юля в бригаде «асов»: выполнив порученную работу, они со своими табуретками переезжали на другое поле – помогать вязать лён. Так и работала Юлия Ефремовна, пока не попросилась на ферму. Понятно, что место бригадира никто не даст, поэтому испытывали: ставили «в ночную», работала скотником, училась доить коров. Страшновато было, но она пошла. Да как пошла тёлок раздаивать! Старательности не отнимать, терпения не растеряла.

Потом поставили на группу «с браком», где коровы почти не давали молока. Раздаивай, говорит бригадир. Эх, работу ж не выбирают. А в группе, между прочим, 55 коров. Хорошо что аппараты доильные привезли.

Так Юлия Ефремовна раздоила три группы – до двух-трех отелов. Просят еще – соглашается, ставят на другую «безмолочную» группу. А удои нужны большие! На память остались грамоты и дипломы участника съезда, за достижение высоких показателей, «памятная фотография доярки-четырехтысячницы Гагаринского района», почетное звание «Мастер высоких надоев», знаки победителя соцсоревнования, правительственная «медалька с Лениным», ездила по путевкам за хорошую работу в Ессентуки, Ленинград, в Германию. Эта страна и путешествие запомнились Юлии Ефремовне на всю жизнь.

Жили наши никольские туристы в гостинице в Берлине. «В окна смотрим – там рейхстаг, будь он не ладен! Сердце замерло. Нас возили по местам, где фашисты-душегубы концлагеря строили. Все тяготы послевоенные будто заново пережила, все похоронки, выплаканные мамой и бабушкой, вспомнила, сожженные деревни и сладкую Победу», – вспоминает Юлия Ефремовна. Поняла, что не хочет больше заграничных поездок. Лучше здесь – в Никольском. В доме, куда ее как заслуженного животновода и доярку переселил Иван Антонович. Не стал больше слушать ее упрямства. Тут она и живет теперь, на Заречной.

Счастье – в доме

В вечном труде и заботе о колхозе, о семье и двоих сыновьях, о доме и хозяйстве (ни слова о себе!) Юлия Ефремовна не может спокойно «сидеть» на пенсии. Отработав 40 лет в колхозе, труженица ушла на заслуженный отдых лечить руки, заниматься благоустройством дома и огородом. Осматривая «владения» ветерана Григорьевой, понимаешь, что работать здесь надо ежедневно, дабы не заколосился чертополох. Но Юлии Ефремовне недостаточно стандартно сажать огород: она увлеклась выращиванием помидоров, расширила теплицы, выписывает по специальному каталогу семена, проводит «естественный отбор» и, получив отменный урожай независимо от погоды, собирает яркие овощи в ящики: снабжает детей-внуков, излишки продает в городе.

Люди ее поколения знают цену деньгам. Как бы мало они ни зарабатывали – половину несли на сберкнижку, выживая месяц на собственном хозяйстве. А сберегательные деньги потом шли детям: на машину, когда подходила очередь, на бытовую технику, на квартиру.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Сегодня, когда Юлия Ефремовна может позволить себе сварить «обед» для хрюшки «на газу», она упрямо идет в дальнюю часть двора, разводит костер, собирает ненужные «дровяшечки» и здесь готовит варево.

Куры, свинюшка во дворе – это в порядке вещей: «А как же без скотинки!» И то правда. Мы не задумываемся о том, что люди, прошедшие войну и масштабные послевоенные восстановительные работы, за трудодни и копейку подняли страну и заложили фундамент для рождения новой науки и технологий. Если бы не их тяжелый труд без выходных, мы бы не построили крепкую промышленность, не засеяли зерна столько, что хватало и на за границу, не полетели бы в космос и не утерли бы нос на Олимпиаде в Мюнхене – без кроссовок, с военными ранениями, но такой силой духа и русским характером, что спортивная техника «подчинялась» советским спортсменам.

Мы благодарны поколению наших бабушек и дедушек – «детей войны», стойких и упрямых, целеустремленных и невероятно жизнерадостных! Будем ли мы такими?..

С днем рождения, Юлия Ефремовна! Дай Вам Бог здоровья и доброй энергии, с которой бы Вы делились с нами, поучая и настраивая. Самого большого Вам человеческого счастья!

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий