«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Борис Волынов. Небо бесконечно, как и будущее

11 декабря, 2019 · Нет комментариев

Как несколько веков назад известный мореплаватель Христофор Колумб, бороздя просторы океана, открыл новые земли, так и первопроходцы космоса открыли новые горизонты в освоении космического пространства. Они демонстрировали всему миру технические достижения Родины, порой рискуя жизнью.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Борис Валентинович Волынов – один из первых покорителей космического океана первого легендарного «гагаринского» набора.

Сибирский характер и мечта о небе

Родился будущий летчик-космонавт в Сибири. «Борис Волынов объединил своей космической биографией два таких разных сибирских города: родился в старинном Иркутске 18 декабря 1934 года, вырос в шахтёрском Прокопьевске, куда его привезли из Иркутска годовалым». Так шахтерский городок для Бориса стал родным, где прошли его детство и школьные годы. Во время учебы в школе Борис серьезно увлекался авиамоделизмом, «в вопросах авиации был непререкаемым авторитетом – его так и прозвали: «Борис-лётчик». Он, как и Юрий Гагарин, был бессменным старостой класса, любил физику и посещал физический кружок и также мечтал о небе.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

В своей книге «Космос. Плеяда первых», которую Тамара Фёдоровна Волынова посвятила мужу, она писала: «Спортивный и внешне подтянутый, он отличался и большой внутренней собранностью, целеустремленностью, верностью своим друзьям и принципам…»

После окончания школы в 1952 году, несмотря на отрицательное отношение матери к его выбору профессии, Борис не изменил своей мечте – стал летчиком. Вот его строки из письма, которое он написал своей девушке, будучи курсантом: «В авиацию меня привело неудержимое желание летать, штурмовать скорости и высоты пятого океана. Я летчик, и для меня небо и полеты – главное, а точнее – вся жизнь. Небо – оно бесконечно, как будущее».

Курсант 24-ой военной авиационной школы, затем – учеба в Сталинградском военном авиационном училище лётчиков (КВВАУЛ) имени Краснознамённого Сталинградского пролетариата, и лейтенант в числе лучших выпускников был направлен на дальнейшую службу в авиационные части Московского округа ПВО. Летал на самолете МИГ-17.

Часть «секретных» свершений

Технический прогресс в нашей стране в послевоенное время не стоял на месте. В конце 50-х годов ХХ века началось активное освоение космоса под руководством выдающегося главного конструктора Сергея Павловича Королева. Однажды старшего лейтенанта Волынова срочно вызвали к командиру полка. Такой вызов означал только одно из двух: взбучку или благодарность. Но на этот раз не было ни того, ни другого. Беседа завершилась согласием в числе других молодых летчиков-истребителей стать частью новых «секретных» свершений. А месяца через полтора пришёл вызов в Москву на медкомиссию.

В книге «Космос. Плеяда первых» описан интересный шуточный «ритуал» под названием «оставить свой след». Тот, кто проходил медицинские исследования, должен был пройти необычное испытание – взобраться по деревянной колонне, поддерживающей потолок в госпитальной палате, и оставить след своей ступни на потолке. Сделать это было, ой, как непросто! Больничную многоместную палату в авиационном госпитале претенденты в космонавты называли в шутку «Палатой лордов». Молодые, здоровые, дерзкие, с прекрасным чувством юмора, они готовы были к высоким целям.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Но прежде следовала серьезная подготовка. Будущие покорители космоса показывали хорошие, порой отличные результаты в подготовке: «Волынов был ведущим парашютистом, Быковский лучше других перенес испытания в сурдобарокамере, Николаев – на центрифуге…» Целью всей большой трудоёмкой работы, конечно же, был полет в космос.

Когда друзья Бориса Валентиновича уходили в космос, а он оставался на земле, тяжело было сознавать. Путь в качестве дублера, который выпал Волынову, прошёл с честью и достоинством. Вспоминая, Волынов говорил: «Самое трудное – ожидание своего полета и возвращение из космоса друзей».

Дублирующий состав вёл такую же серьезную подготовку, как и основной. За этот период времени Волынов прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях «Восток» и «Восход», теоретическую подготовку по программе облёта Луны на космическом корабле «Л-1» в составе группы космонавтов.

С сентября 1961-го по февраль 1968 года Борис Волынов был слушателем на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, получив после окончания квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». Так что, отправляясь в космос, у Бориса Валентиновича за плечами был серьезный багаж знаний, тренировок и навыков.

Полвека от полета «Союза-5»

15 января 1969 года, когда ракета взмыла ввысь, и командир корабля Борис Волынов почувствовал на себе уже настоящие перегрузки от полета, он вспомнил слова Юрия Гагарина: «Тебя готовят для более сложного, более трудного». Прошло полвека с того момента, как стартовал этот космический корабль – «Союз-5». Экипаж состоял из трех человек: бортинженер Алексей Елисеев, инженер-исследователь Евгений Хрунов и командир корабля Борис Волынов. Этот полет в нашей стране был двенадцатым, для них – первым.

18 января 1969 года корабль «Союз-5» с Волыновым на борту пошел на посадку – ничто не предвещало беды. В тот момент, когда должно было произойти отделение отсеков от спускаемого аппарата, этого не случилось, и это была «не просто нештатная ситуация, это настоящая авария!» Волынов вспоминал: «Я сразу оценил всю сложность и опасность ситуации… Передал на Землю, что через левый иллюминатор вижу неподвижные антенны, а «этого не должно быть!»… Прямо говорить об аварии по открытой радиосвязи, которую слушали десятки зарубежных станций, я не имел права. Но специалистам ЦУПа стало все понятно».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

То, что пришлось пережить в те минуты Волынову трудно передать словами. В документальном фильме «Падение из космоса» (2008 год) наглядно показано, как вел себя космонавт в этой экстремальной ситуации, как ему удалось выжить. Можно только восхищаться его мужеством и умением держать себя в руках, не паниковать, осознавая, что ты вот-вот погибнешь. Волынов понимал, что все кончится пожаром, пытался хоть каким-то образом сохранить ценные записи в бортовом журнале, вёл радиорепортаж в надежде на то, что аудиорегистратор сохранит его голос и донесет полученную важную информацию до конструкторов и тех, кто полетит после него.

Посадка оказалась очень сложной. Спускаемый аппарат почти камнем летит вниз к Земле, при этом перегрузка значительно больше, чем при планируемом спуске. Похожая ситуация была у Владимира Комарова, когда он погиб, но Волынова спасло то, что «купол основного парашюта, к счастью, не сложился».

От пережитых событий у него внутри все холодело только от одних воспоминаний. Психологи сделали заключение о том, что он летать не будет ни на самолетах, ни на ракетах именно из-за психологической травмы. Но сдаваться и пасовать перед ударами судьбы было не в его характере. Сила воли, целеустремленность и серьезная работа над собой помогли Борису Волынову вопреки всему вернуться в строй. 6 июля 1976 года он совершил второй космический полет в качестве командира первой экспедиции по программе орбитальной пилотируемой станции «Салют-5».

Волынов Борис Валентинович – лётчик-космонавт СССР, полковник в отставке, дважды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина, орденов «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени, «За заслуги перед отечеством» IV степени, награжден орденами и медалями многих зарубежных стран. Это награды за риск и профессионализм, самоотдачу и крепкий характер сибиряка.

 18 декабря Борису Валентиновичу Волынову исполнится 85 лет. От всей души поздравляем юбиляра и пожелаем здоровья, долгих лет жизни и всего самого наилучшего!

С.П. ГРЕБНЕВА,
младший научный сотрудник СОГБУК «Музей Ю.А. Гагарина»

Категории: История · Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий