«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Причастная к космосу

10 декабря, 2019 · Нет комментариев

Если выставка не идет к автору, автор рад открыть ее сам

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Выставка об удивительной женщине, причастной к космосу – Ирине Павловне Пономаревой – открылась в музее Первого полета в присутствии юбиляра. 8 декабря Ирина Павловна отметила свой знаменательный юбилей в городе Гагарине. Необычный день рождения, но такой удивительно теплый! Вместе с виновницей торжества на родину первого космонавта приехали ее семья, друзья и коллеги по работе. Рядом с Ириной Павловной – супруг Ардалион Владимирович. Собираясь в Гагарин, чета Пономаревых «захватила» с собой детей – Екатерину и Павла, внука Александра.

Предвосхищая осмотр экспозиций выставки, с днем рождения поздравил юбиляра директор Музея Ю.А. Гагарина Николай Миронов. Руководитель поблагодарил Ирину Павловну за бессменное участие вот уже более 20 лет в Гагаринских чтениях, за бесценный экспонат – сурдобарокамеру. «Большое спасибо за то, что вы – наш друг, постоянный участник Гагаринских чтений. Чтения – для молодежи, чтобы они интересовались космосом, поэтому мы проводили и будем проводить Чтения, сохраняя преемственность поколений».

С сердечными словами поздравлений приветствовал Ирину Пономареву глава города Гагарина Геннадий Деев.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Специально чтобы поздравить своего коллегу, в Гагарин приехал эксперт в области космической медицины Марк Белаковский – заведующий отделом внедрения, реализации и пропаганды научных достижений Института медико-биологических проблем. Вместе с Ириной Павловной они последние 25 лет работают в отрасли международного сотрудничества, внедрения достижений космической медицины в здравоохранение и промышленность. «Стараемся сохранить наследие первопроходцев, занимались образовательной программой. Выставка, которую сегодня увидите, – трогательная. Она – часть жизни человека, который положил всю свою молодость, вложил знания в развитие космической медицины. Мы столько лет рядом работаем, но отдельные фотографии я увидел впервые», – отметил Марк Белаковский.

С благодарностью за знакомство с сотрудниками Музея Ю.А. Гагарина, с букетом в гостях у Ирины Павловны, пусть даже и на родине первого космонавта, – сын основоположника космической биологии и медицины Владимира Яздовского, профессор, доктор медицинских наук Виктор Яздовский. Именно Ирина Павловна познакомила семью Яздовских со своими друзьями в Гагарине и, можно сказать, привезла его сюда. Творческое сотрудничество вскоре принесло свои плоды: в экспозиции второго этажа музея Первого полета появилась уникальная коллекция от семьи Яздовских, которой завидуют все «космические» музеи, а чуть позже родилась книга сотрудника музея Николая Бутрименко об основоположнике космической медицины. «Мы приехали в 2011 году впервые и познакомились с музеем, с людьми, которые здесь работают, увидели искренний интерес к космосу. С этого времени мы постоянно общаемся с коллегами из музея. Более того, когда я смотрю погоду в Москве, параллельно вычитываю погоду в Гагарине», – дополнил Виктор Яздовский.

Княгиня Ольга, 58-летний плюшевый медведь и муж Толя, он же – Ардалион

Планшеты и экспонаты выставки «Причастная к космосу» повествуют нам о жизненном пути кандидата биологических наук, действительного члена Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Международной академии астронавтики, члена оргкомитета Общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А. Гагарина, Ирине Павловне Пономаревой. На первом осмотре экспозиций юбиляр сама комментировала интересные, на ее взгляд, фотографии и экспонаты, переданные в музей Первого полета.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Перед нами – учебник «Высшей математики для начинающих», подаренный Юрием Гагариным первокурснице психологического отделения МГУ Ирине Лебедевой (в будущем Пономаревой). Дело в том, что тогда в МГУ впервые ввели математику и физику на психологическом отделении. Учебника у Ирины не оказалось. Юрий Гагарин, отзывчивая и добрая душа, отдал свой.

А на этой фотографии – невероятно обаятельный, с внешностью артиста молодой Герман Титов. На обороте – надпись: «Иришке с самой большой, большой благодарностью за всё, за всё. Герка Титов. 31.10.61».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

В разделе «Подготовка «первых» – фотоснимки, свидетельствующие о начале пути будущего академика Пономаревой. В сентябре 1959 года – уже в научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины – после беседы с Владимиром Ивановичем Яздовским девушка была направлена в отдел отбора и подготовки космонавтов. «Мы в зале около знамени давали торжественное и клятвенное обязательство о соблюдении государственной тайны», – читаем на планшете воспоминания Ирины Павловны.

На другом снимке, датированном 2005 годом, – великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова и Ирина Павловна Пономарева. Наш юбиляр познакомила гостью с экспозициями музея-кабинета академика В.В. Парина. Это еще одно имя из плеяды основоположников. Выдающийся ученый Василий Васильевич Парин известен новыми научными направлениями, особенно в области физиологии, и явился одним из основателей космической медицины и биологии.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

За стеклом следующей витрины – поздравительная открытка, которую подарил внук Саша: «Дорогая бабушка! Если бы внуки ставили бабушкам оценки, ты была бы круглой отличницей!» А рядом сидит плюшевый медведь, которому в день юбилея Ирины Павловны исполнилось… 58 лет! Как вы можете догадаться, это подарок коллег на день рождения в том году, когда мир был потрясен известием о первом полете человека в космос, которым стал Юрий Гагарин.

Трогательные фотографии раздела о семье в комментариях не нуждаются. Кроме одной детали, о которой невозможно не рассказать. В момент знакомства будущий супруг представился Ирине: «Толя». Толя, так Толя. Прошло три года. Молодые решили пожениться. Пришли в ЗАГС, пишут заявления, и тут Толя поворачивается к обожаемой Ирине и произносит фразу, научные работы по сравнению с которой меркнут: «Ты знаешь, я не Толя, меня зовут Ардалион». Состояние шока, наверное, самое малое, что испытала Ирина Лебедева. Но от заявления не отказалась. С того момента прошел 51 год. Они счастливы и игривы так же, как и полвека назад. В свободное время проводят время за городом, ходят по грибы, «что-то строят на даче», ухаживают за растениями и занимаются заготовками на зиму, увлекаясь маринованными опятами. Обычная мирская жизнь жены-академика, в чьих руках находилось «испытание одиночеством» в сурдобарокамере первого отряда космонавтов, позволившее им, покорителям Вселенной, понять собственную готовность к неизведанному.

Об остальных экспонатах и фотографиях выставки вы сможете узнать, если самостоятельно посетите ее до 1 февраля 2020 года – с 10 до 17 часов без обеда (выходной день – понедельник). Музей Первого полета находится в городе Гагарине, на улице Ленина, дом 12.

PS: С днем рождения, Ирина Павловна! Будьте примером для нас, поколений нелетающих, но дюже информированных, в сохранении добрейшей энергетики, глубины мышления, основательности поступков и любви к Родине. Здоровья Вам и последующих лет счастья у созданного семьей Пономаревых очага!

 Гагарин пел в сурдобарокамере
Специально для «Гжатского вестника»

Корр.: На Вашем большом пути развития космической биологии какое событие было самым ярким?

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Ирина Пономарева: Самая яркая, по прошествии 60 лет работы «среди космоса», – это, конечно, работа с сурдобарокамерой. В этой СБК (сурдобарокамера модификации «СБК-48») «сидел» весь первый отряд космонавтов. Я у них много дежурила, готовила их к эксперименту, и с тех пор мы находились в большой дружбе. Правда, остался в живых только Волынов.

В сурдобарокамере проводились определенные эксперименты. Ребят, зачисленных в первый отряд космонавтов, помещали по одиночке в сурдобарокамеру. Первым пошел Быковский – 6 апреля 1960 года. Отмечу, что мы, лаборанты, следившие за их состоянием, записывали показания, но не разговаривали с ними. Нам запрещено было. Самое короткое время пребывания космонавта в СБК – 10 суток, наиболее длительное – 15 суток. По режиму дня ребята всё строго выполняли, отчетные сообщения слали, но мы ни на какие вопросы не отвечали.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Юрий Гагарин, который шел пятым, в сурдобарокамере часто напевал. Титов много читал «Онегина», он вообще прекрасно знал литературу, увлекался этим. Андриян Николаев был очень молчаливый. А не вошедший в первый отряд Рафиков свои 15 суток «прожил» замечательно. Весь этот архив аудиозаписей я хранила 30 лет, и впоследствии передала сюда, в музей Первого полета.

«Во время подготовки первого полета человека в космос не исключалась возможность того, что космический корабль окажется в плену орбиты, хотя планировалось совершить только один виток вокруг Земли. Поэтому систему жизнеобеспечения полета рассчитывалась на 10 суток. Было необходимо проверить: выдержит ли психика человека длительное пребывание в одиночестве в кабине малого объема», – читаем аннотацию к экспонату-«свидетелю» эпохи первых орбитальных стартов, к памятнику науки и техники (сертификат №1065) – сурдобарокамере модификации «СБК-48».

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Культура · Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий