«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Чемоданное настроение Художественной галереи

31 июля, 2019 · Нет комментариев

Сегодня у галереи нет постоянной экспозиции, многочисленные экспонаты лежат в запасниках, а в стенах Историко-художественного музея ведется экспонирование лишь временных выставок.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Участники акции «Музей, которому быть!», работники и друзья Объединенного мемориального музея Ю.А. Гагарина обратились к губернатору Смоленской области Алексею Островскому с просьбой поддержать возрождение Художественной галереи на родине первого космонавта. Подписание обращения стало финальным аккордом круглого стола «Художественная галерея: прошлое, настоящее, будущее», приуроченного к юбилейной дате: 35 лет назад галерея впервые распахнула двери для жителей и гостей родины первого космонавта.

Первоначально музей размещался в специально для этого отреставрированной Казанской церкви, впоследствии переехал в Тихвинскую церковь, а потом – в никуда.


Как Гагарин, комсомол и галерея спасли Казанскую церковь
«Золотой век» в Тихвинке
На все века: лицо эпохи
Музей, которому быть?

Как Гагарин, комсомол и галерея спасли Казанскую церковь [вверх]

Об истории галереи участникам круглого стола рассказали сотрудники Музея Ю.А. Гагарина Вячеслав Новиков и Марина Федорова.

Прежде чем стать первым домом для Художественной галереи, Казанская церковь на протяжении долгого времени стояла бесхозной. В 1962 году ее даже хотели снести: на Красной площади собирались построить Дом советов. Спас церковь Юрий Гагарин, который ревниво относился к старине и высказался однозначно против уничтожения объявленного “не имеющим ни исторической, ни научной, ни художественной ценности” здания. Не прислушаться к мнению первого космонавта чиновники не смогли, и церковь было решено сохранить. Правда, что с ней делать дальше, никто не знал.

Два десятилетия спустя, когда шефство над городом взял Ленинский комсомол, руководство организации задалось целью создать в Гагарине галерею космического искусства. Средства на реставрацию здания и создание художественных произведений собирали студенты: каждый работающий в строительных отрядах (а это более 700 тысяч человек ежегодно) перечислял на развитие города первого космонавта свой однодневный заработок. Даже начало работы музея совместили с открытием одного из трудовых семестров – первых посетителей галерея приняла 6 июля 1984 года.

В основу собрания легло 137 произведений искусства, над которыми работали ведущие московские художники.

«Золотой век» в Тихвинке [вверх]

К 1990 году в коллекции насчитывалось уже 536 предметов, из которых 444 находилось в экспозиции. Этот год стал переломным в истории галереи: здание Казанской церкви было передано верующим, а музей переехал в Тихвинскую церковь, и от переезда этого только выиграл.

На 1990-е и начало 2000-х годов приходится “золотой век” Художественной галереи: в ее распоряжении оказались огромные площади Тихвинской церкви, где разместилась постоянная экспозиция, рассказывающая об истории Гжатской земли не хуже расположенного рядом Историко-художественного музея. Еще до четырех выставок в год принимал выставочный зал, располагавшийся в Благовещенском соборе.

На все века: лицо эпохи [вверх]

Так было до 2007 года, когда выставочный зал пришлось перенести в помещение основной экспозиции. А в 2015 году произошел новый переезд: Художественная галерея покинула Тихвинскую церковь и уехала… в никуда. Сегодня в распоряжении художественного отдела Музея Ю.А. Гагарина лишь выставочный зал на первом этаже Историко-художественного музея, где можно разместить разве что маленькую выставку.

Между тем, в запасниках музейного объединения хранится настоящее богатство – 2,5 тысячи музейных предметов. Это собрание произведений на тему космоса, в том числе кисти знаменитых космонавтов, которые писали произведения, вдохновившись красками космоса, и лично дарили галерее свои работы. В фондохранилище – одна из самых значительных коллекций живописи Алексея Леонова, эскизы к работам Владимира Джанибекова, собрание произведений художников Смоленщины и работы гагаринских живописцев.

– Фонды [находятся] в свернутом состоянии и невозможно работать с коллекциями, потому что все запаковано: все в каких-то коробках, тюках, узлах и на очень и очень маленьких площадях. В итоге, в 2018 году всего 15 предметов из собрания Художественной галереи экспонировалось, остальное все лежало, – говорит главный хранитель Музея Ю.А. Гагарина Марина Федорова, добавляя, что, по ее мнению, художественная галерея сама по себе является историческим памятником – памятником Юрию Гагарину, Ленинскому комсомолу, вообще советской эпохе, и постоянная экспозиция – это ее лицо.

Невозможность экспонировать не то чтобы предметы основной коллекции – просто персональную выставку одного-единственного художника, и стало главной причиной, почему многие участники круглого стола, перефразируя название акции, говорили о Художественной галерее как о «музее, которого нет».

Музей, которому быть? [вверх]

Решить проблему с нехваткой выставочных площадей совсем недавно удалось областному центру, рассказал председатель областного отделения Союза художников России Валерий Гращенков. Одним из подарков Смоленску к его 1150-летию стал культурно-выставочный центр имени Тенишевых, где может проходить несколько больших выставок одновременно.

Разумеется, строительство нового здания для Художественной галереи решило бы все проблемы. Однако в Гагарине в ближайшее время такое едва ли возможно. Чтобы иметь возможность знакомить посетителей с предметами из коллекций уже сейчас, заместитель директора музея-заповедника «Хмелита» по научной работе Алла Филиппова предложила коллегам развивать формат тематических передвижных выставок: принять такие готова и «Хмелита», и другие музеи Смоленщины.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Выходом из ситуации может стать размещение галереи на четвертом этаже здания Музея первого полета, уверен исполняющий обязанности директора Музея Ю.А. Гагарина Николай Миронов. Однако для этого необходимо выполнить дорогостоящие строительные работы, в частности, укрепить несущие конструкции, сделать входную группу, отремонтировать кровлю и решить вопрос с доступом в музей маломобильных посетителей.

В свою очередь, гагаринский художник Лариса Скибо считает, что речь о переезде галереи в здание Музея первого полета может идти лишь как о временном решении, поскольку техническое помещение, изначально строившееся под размещение узла связи, не получится превратить в полноценный художественный музей.

— Должна быть постоянная экспозиция в галерее, должен быть выставочный зал. И при галерее должны быть обязательно реставрационная мастерская, фондохранилище. Это здание специфическое. И его надо строить: должно быть красивое здание, достойное имени Гагарина, – отметила она.

Подводя итог, участники дискуссии написали обращение к губернатору Смоленской области Алексею Островскому. «В сложной экономической ситуации музей не может рассчитывать на строительство нового специализированного здания для галереи, но мы верим, что Художественному музею быть!», – отмечают авторы письма.

Они предложили включить возрождение Художественной галереи в перечень первоочередных мероприятий по подготовке и празднованию 60-летия полета Юрия Гагарина, а также просят главу региона рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования из областного бюджета.

В числе первых подписи под обращением поставили летчик-космонавт Владимир Джанибеков, глава города Гагарина Геннадий Деев, председатель Общественного совета Гагаринского района Иван Жуков и ветеран стройотрядовского движения на родине первого космонавта Григорий Пивнев.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ

Категории: Культура

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий