«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Сколько лет тебе, мой город?

18 июня, 2018 · Нет комментариев

В феврале 1776 года пристань на Гжати по указу Екатерины II получила статус уездного города… А какой же год считать датой основания самой Гжатской пристани? Этот вопрос не первое столетие будоражит умы историков, краеведов, городских мужей и просто неравнодушных любителей старины.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

А простому обывателю и вовсе можно потеряться в «громких» датах гжатской истории: 1703, 1705, 1715, 1719…

Где же истина и есть ли она на самом деле? Тема актуальна еще и потому, что в 2019 году исполняется 300 лет Указу Петра I об открытии Гжатской пристани. Именно этот, 1719 год, в официальной историографии и принято считать датой рождения Гжатской пристани – Гжатска – Гагарина.

На протяжении XIX-XXI веков смоленские и гжатские (гагаринские) историки и краеведы неоднократно предпринимали попытки изучения данного вопроса. Среди них: В.А. Никитин и Г.К. Бугославский, В.С. Орлов и А.В. Чернобаев, Н.А. Раевский, И.С. Герасин, В.М. Афанасьев, Т.И. Пахоменкова, Н.А. Зарембо и др.

В 2006-2007 годах к его решению даже подключились специалисты городской и районной администраций. Однако вопрос так и не получил окончательного решения.

Как отмечал в свое время историк Ярослав Евгеньевич Водарский, Гжатская пристань со своего основания строилась как «самый настоящий, пусть небольшой, город». Происходил этот непростой и длительный процесс, как говорится, не на пустом месте.

Гжатская земля была заселена еще в глубокую древность – начиная с III-II веков до н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в разных частях современного Гагаринского района.

Позднее территория на долгие годы становится пограничьем сначала между племенами кривичей и вятичей, затем Вяземским и Можайским удельными княжествами, а затем и двух государств – Московского и Великого княжества Литовского.

К началу XVII века гжатская земля, несмотря на многочисленные разорения и продолжительный упадок вследствие своего пограничного нахождения, а также  сложный рельеф местности, была обжита, и здесь велись и мелкое кустарное производство, и торговля, возводились храмы.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Во второй половине XVII века в Русской Православной Церкви произошел раскол (1654 год). Те, кто не принял церковные реформы патриарха Никона, вынуждены были бежать из Москвы и других крупных городов, чтобы сохранить  свои  традиции. Многие из них селились в гжатских лесах, особенно по берегам Яузы и Олели, так как эта территория находилась недалеко от столицы, но поросла лесом и обезлюдела после нашествия поляков и литовцев, поэтому староверы и стали вновь обживать глухие уголки дальнего Подмосковья.

Осваивалась и территория реки Гжать в районе будущей Гжатской пристани. Вероятно, здесь была небольшая безымянная слободка, о времени возникновения которой, к сожалению, говорить не приходится. В ее Гостином дворе, как повествуют записки гетмана Станислава Жолкевского, 29 апреля 1606 года по пути в Москву на коронацию с Лжедмитрием останавливалась Марина Мнишек. В историческом труде XVIII века Л.И. Бакмейстера сообщается, что этот постоялый двор в 1658 году сгорел. Однако через территорию будущей Гжатской пристани Старая Смоленская дорога не проходила, а петляла намного южнее, ориентировочно в районе деревни Никольское, поэтому утвердительно говорить о наличии какого-либо Гостиного двора в районе будущей Гжатской пристани не приходится.

Упоминается в это же время и деревня Торунтаево – территория современного Вознесенского кладбища (южная часть города). В документах «Можайские акты  1506-1775 гг.» сообщается, что во время переписи церковной земли и храмов в 1677 году деревня находилась в ведомстве Дворцовой Канцелярии и «….церковная земля, что была церковь Николая Чудотвортца – пустошь, что был старый погост Никольский в Турунтаеве…; – владеют тою церковною землею государственные дворцовые Оболенской волости деревни Дву Вражки крестьяне Андрюшка Федоров, Осташка Абрамов; а почему они тою церковною землею владеют, и о том у них взята сказка».

В 1709 году за заслуги «перед царем и Отечеством» эта территория, как часть вотчины, отошла к Василию Владимировичу Долгорукову. «Можайская десятина» повествует о том, что В.В.Долгоруков недолго владел данной вотчиной, т.к. «в 1718 г. по указу Великого Государя эти волости были отписаны и по-прежнему причислены к дворцовому ведомству; в 1719 г. по указу из Главной дворцовой канцелярии в Приказ Большого Дворца велено вышепоказные волости отдать князю Долгорукому во владение…..» и далее говорится «…  что в Можайском уезде за князем Василием Владимировичем Долгоруковым в прежних пожалованных вотчинах Оболенской волости на реке Джати имелись деревни Князьково да Домнино и мельницы, на которых построена Джатская пристань для государственной пользы и его императорского величества интересу для  провозу хлебных припасов и всяких товаров водяным путем до Санкт-Петербурга, под которую оных деревень дачи отмежевано вокруг на 8 верст…»

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

О гжатских церковных доминантах следует сказать особо, ибо они являются своеобразным ориентиром и для расположения будущей Гжатской пристани, и для даты ее возникновения. Известно, что по русской православной традиции любое благопристойное дело, коим могло являться и основание Гжатской пристани, всегда сопровождалось закладкой храма. В 1718 году по прошению Федора Кузьмича Новокщенова, возглавлявшего Гжатское отделение Канцелярии канального строения, и по непосредственному указу Петра I на берегу Гжати началось строительство каменного Благовещенского храма, которое завершилось в 1724 году. Храм просуществовал до 1897 года.

Тверские исследователи А. и М.Салимовы предполагают, что первый каменный Благовещенский храм, в свою очередь, был построен на месте одноименной деревянной церкви, сооруженной между 1715 и 1718 годами. Их обоснованная версия была опубликована в одном из выпусков журнала «Край Смоленский» в 2017 году.

Как справедливо в свое время заметил исследователь В.М. Афанасьев «не мог же собор (!) строиться в несуществующем еще поселении».

К 1715 году относятся первые документально подтвержденные материалы относительно интереса Петра I к гжатской территории в связи со строительством новой столицы.

Об этом свидетельствуют письма Петра I, направленные своему доверенному лицу, капитан-поручику Преображенского полка Григорию Григорьевичу Скорнякову-Писареву, возглавлявшему Канцелярию канального строения и посланному в этот период в глубь страны для поиска наиболее удобных водных путей для обеспечения строящегося Санкт-Петербурга материалами и продовольствием. Вот одно из них от 13 марта 1715 года, имеющее непосредственное отношение к гжатской земле: «Мемория. Осмотреть рек (в Можайском и прочих принадлежащих уездах), которые текут в Волгу, а верховьями своими коммуникацию имеют с Десною, Днепром и с прочими украинскими текущими в них реками. А именно: Вазузу, Гжать, Касну и прочие, которые ближе коммуникацию имеют с оными украинскими реками. И осмотря, учинить чертеж, а будет где надлежит каналы копать и слюзы делать, в тех местах, смотреть, которой реки вода – которой ниже, и описать то подлинно с мерою. А которыми реками возможно судами ходить без слюзов и глубину оных и с каковыми судами мерою и каким грузом ходить возможно – описать тоже; и с какого места, и с которого возможно ходить судам для подлинного свидетельства, сделать судно или два и нагрузя хлебом, прислать в Тверь. Подводы и проводников брать от места до места, где надлежит…»

Вследствие доклада Г.Г. Скорнякова-Писарева был издан Указ от 28 октября 1715 года «О сделании в Московской губернии по рекам Гжати и Вазузе судового хода».

Кроме этого, в данном Указе имеется одно существенное уточнение – «да на тех же реках в пристойных местах сделать амбары». Таким образом, можно предположить, что уже в 1716-1718 гг. на месте Гжатской пристани было развернуто строительство, а в ее округе проводились гидротехнические работы.

И действительно, в 1717-1719 годах геодезисты Василий Леушинский и Михаил Исупов были направлены на реку Гжать для участия в гидротехнических работах по «перекапыванию крутых лук» – выпрямлению течения реки Гжать и для составления ландкарт: Можайского, Верейского, Боровского и Вяземского уездов. Эти же геодезисты занимались составлением карты проекта канала между истоком Гжати (приток Вазузы, впадающий в Волгу) и Вори (приток Угры, впадающей в Оку), для улучшения судоходства по Гжати, сокращению водного пути от Петербурга до Москвы и проведение судов из Невы в Калугу, в Орел. Осуществить строительство данного канала, увы, не удалось.

В этот же период началось активное заселение территории купеческим людом, которым руководил Ф.К. Новокщенов.

Для переселения им были выбраны семьи из городов «ис Можайска, ис Вереи, ис Боровска, ис Калуги, ис Мещоска». В своем донесении Сенату от 20 сентября 1723 года он перечисляет три волны гжатских переселенцев, а именно: «посадских людей по одному указу 30 да по второму указу 8, итого 38, присланных из разных городов, и дворцовых сел ис крестьянства 9 семей…»

Калужский исследователь Д.И. Малинин в 1912 году уверенно конкретизировал, «что в 1719 и 1720 гг. правительство перевело около 20 семейств посадских с количеством до 80 душ мужского пола в Гжатскую пристань».

Хотя сами гжатские купцы, как не удивительно, из поколения в поколение передавали иную быль о переселении на Гжатскую пристань. Вот как об этом в своих воспоминаниях в 1927 году упоминал Михаил Петрович Жуков, потомок первых купцов-переселенцев: «Род наш старинный, теряется в летописях г. Вереи Московской губернии, откуда предок мой в 1706 году наравне с некоторыми другими горожанами был выселен в силу правительственного указа в только что основанный (1703 г.) Петром I г.Гжатск Смоленской губернии…»

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Но вернемся к дате основания Гжатской пристани: когда же она была основана? Рассмотрим некоторые существующие версии.

1703 год. Впервые об этой дате, как дате основания Гжатской пристани, речь идет в работе русского историка И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам» (1788-1789 гг.).

Однако автор не указывает, что дает ему основание утвердительно высказывать данную точку зрения. В Полном Собрании Законов Российской Империи под 1703 годом отсутствует хоть какое-то упоминание о Гжатской пристани.

1705 год. Данный год, как дата основания Гжатской пристани, встречается во многих научных произведениях середины – второй половины XIX века. Так, например, на нее опираются Я.Соловьев в своей работе «Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии» (1855 г.) и М.Цебриков «Материалы для географии и статистики России…» (1862 г.).

Соловьев пишет, что «основание Петербурга послужило причиной основания в 1705 году Гжатской пристани и потом города Гжатска…»

Цебриков прямо указывает, что «до 1705 года при реке Гжати, на месте нынешнего Гжатска, существовала незначительная деревня, окруженная лесами и болотами. В этом году, в видах обеспечения С.Петербурга продовольствием, Петр I, указом в 5-й день июля, повелел переименовать эту деревню в Гжатскую пристань».

Уже в XX веке гжатский историк Виктор Михайлович Афанасьев и смоленский краевед Анатолий Яковлевич Трофимов также придерживались этой точки зрения (хотя В.М. Афанасьев неоднократно утвердительно высказывался и о 1703 годе).

В «Списке населенных мест Смоленской губернии за 1859 год» читаем: «В 1705 году открыта была Гжатская пристань в видах снабжения хлебом Петербурга, затем возник город Гжатск…»

Именно такой ответ и получил в 2006 году архивный отдел Администрации муниципального образования «Гагаринский район» на свой запрос в Государственный архив Смоленской области (ГАСО). В дальнейшем это дало основание тогдашнему Совету депутатов Гагаринского городского поселения принять решение об утверждении 1705 года датой основания Гжатской пристани (Гжатска) и назначить днем города 5 июня. Цитата из статьи «Начата подготовка к празднованию дня города» (газета «Гжатский вестник» от 17.04.2007 г.): «Гжатская пристань основана в соответствии с указом Петра Первого 5 июня 1705 года на реке Гжать и предназначена для «отпускной» торговли в С.-Петербургом и Ригою».

Таким образом, по данной версии в 2018 году городу исполняется 313 лет.

Еще на рубеже XIX-XX веков историки В.А. Никитин и Г.К. Бугославский подвергли критике данную версию, ссылаясь на то, что в указанное время невозможно было осуществлять навигацию от Гжати до Санкт-Петербурга в виду отсутствия беспрерывного водного пути, коим позднее стала Вышневолоцкая система с Ладожским каналом.

Кроме этого, в Полном Собрании Законов Российской империи под 1705 годом ни от 5 июня, ни от 5 июля указов о Гжатской пристани не имеется. А на запрос в июле 1955 года Н.А. Раевского (тогдашнего директора Гжатского краеведческого музея) в Центральный Государственный Исторический Архив СССР (г.Ленинград) был получен ответ, что «названный Вами указ Петра I от 5 июля 1705 года в Архиве не обнаружен».

1715 год. Этой точки зрения придерживались историки В.С. Орлов и А.В. Чернобаев в своем труде «Гжатск», опубликованном в 1957 году. Именно проведение больших гидротехнических работ в рассматриваемый период, по их мнению, «процесс основания Гжатска, то есть процесс исследования реки, строительства пристаней, поселка, рождения судостроительных верфей» означает, что октябрь 1715 года можно считать датой основания Гжатской пристани. В это время и был издан Указ  «О сделании в Московской губернии по рекам Гжати и Вазузе судового хода» от 28 октября 1715 года.

1718 год. В 1735 году был издан Указ императрицы Анны Иоанновны от 23 июня «Об отводе жительствующим у Гжатской пристани купецким людям земли в прибавок из Дворцовых земель». В тексте имеется любопытная информация относительно того, что первый Указ по Гжатской пристани относится к 1718 году: «По указам Дяди Вашего Императорского Величества, блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Императора Петра Великого, по 1: 1718 года, для пользы Санктпетербургского порта, в привозе товаров и припасов водяным путем, построена Гжатская пристань, и поселены из разных городов купецкие люди…»

В Полном Собрании Законов Российской Империи такого Указа за 1718 год, к сожалению, обнаружить не удалось. Тем не менее, точно такая же информация повторяется в Указе уже императрицы Елизаветы Петровны от 28 октября 1751 года.

Вероятнее всего речь идет об Указе 1718 года, касающимся полномочий уже упоминавшихся Г.Г. Скорнякова-Писарева и Ф.К. Новокщенова, которые позднее были подробно изложены в «доношении» Ф.К. Новокщенова в Сенат от 20 сентября 1723 года, а именно: «В прошлом, 718 году, именным его императорского величества указом велено ехать лейб-гвардии Преображенского полку капитану-порутчику господину Скорнякову-Писареву в Можайский уезд на реку Гжать, взяв с собой меня, нижеименованного, и дву(х) человек солдат, а для рассылок 10 человек солдат, и на той реке учинить пристань…»

В 1860-1864 годах был издан многотомник «Городские поселения в Российской империи». В статье «Гжатск» конкретно указано, что в 1718 году «Гжатская пристань для пользы Санктпетербургского порта, в привозе товаров и припасов водяным путем, построена и поселены из разных городов купецкие люди».

Таким образом, дата 1718 год вполне может претендовать на звание «даты основания Гжатской пристани». Однако и она требует дополнительных изысканий и тщательного анализа исторического материала.

1719 год. В этом году был издан указ от 11 ноября «Об открытии Гжатской пристани и о переводе на оную торжков из Можайского уезда». Данный указ не только закрепил государственное значение Гжатской пристани в государстве, но и, по мнению большинства современных историков, является официальной датой ее основания.

Это мнение еще в 1900 году высказали историки В.А. Никитин и Г.К. Бугославский в своем историко-статистическом очерке «Город Гжатск и его уезд».

Данной точки зрения придерживались и придерживаются другие исследователи, в том числе представители академической науки.

Так, в 2007 году на запрос отдела по культуре Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области был получен ответ из Центра изучения истории территории и населения института российской истории РАН (Российская Академия наук!) за подписью Я.Е. Водарского, доктора исторических наук, главного научного сотрудника, руководителя Группы исторической географии указанного Центра, члена Международной комиссии по истории городов о том, что датой основания Гжатской пристани следует считать 1719 год.

Послесловие

Не так давно на базе музея прошло расширенное заседание Историко-краеведческого объединения Гагаринского района под председательством нашего земляка, обозревателя отдела образования и науки «Российской газеты» (г.Москва) Александра Федоровича Емельяненкова. Одним из главных вопросов повестки объединения как раз и стала дата основания Гжатской пристани.

В обсуждении приняли участие историки, краеведы, музейные сотрудники, педагоги, исследователи старины, все те, кому небезразлична славная история гжатской-гагаринской земли.

Интересную мысль высказал Алексей Фомченко, учащийся средней школы №1 имени Ю.А. Гагарина, один из руководителей клуба исторической реконструкции “Черный коршун”, о том, что, возможно, мы никогда не узнаем, когда начала строиться Гжатская пристань. Но вот год окончания ее строительства мы знаем наверняка – это 1719 год – год, когда, по высочайшему Указу, состоялось ее открытие.

Возможно, это действительно так, ведь Гжатская пристань создавалась в непростой для отечественной истории период, полный войн, противоречий и не всегда последовательных преобразований. Поэтому говорить утвердительно только об одной какой-то дате ее основания не приходится. Хотя вполне понятно и очевидно, что впереди научных сотрудников музея ждет большая исследовательская работа.

Но история города запечатлена не только в документах, но и в музейных экспозициях. К ноябрю 2019 года, когда будет отмечаться 300-летие Указа Петра I об открытии Гжатской пристани, в музее будет создана экспозиция, которая станет памятным подарком всем жителям и гостям родины первого космонавта планеты, повествующая о том уникальном времени. Работа над этим большим музейным проектом уже началась.

О.Ю. МИХАЙЛОВА, заместитель директора по научной работе СОГБУК «Музей Ю.А. Гагарина»

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий