Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

На переломе. К 100-летию районной газеты «Гжатский вестник»

9 февраля, 2018 · Нет комментариев

(Начало в №№ 1, 2 от 12 и 19 января 2018 года)

Двадцатый век в истории России метко назван нашим народом «веком великих потрясений». Богатый на даты и события, он отразился таковым и на страницах своей ровесницы – отечественной печати всех уровней, включая и гжатские газеты: «Голос солдата и гражданина», «Голос народа», а также сменившего их чуть позже издания «Известия Гжатского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», впервые вышедшего в свет 27 февраля 1918 г. и ставшего непосредственным предшественником нынешнего 100-летнего юбиляра – «Гжатского вестника».

По утверждению исследователей, уже с самых первых дней революции в российской печати в целом четко обозначились три тенденции.

Первую выражала буржуазная журналистика. Она считала революцию завершенной, провозглашала дальнейший конституционный путь развития страны, обходя стороной поиск решения насущнейших вопросов: о войне и мире, труде и земле. Буржуазная пресса выступала за продолжение войны и совместные действия с союзниками.

Вторая тенденция проявилась в печати меньшевиков, эсеров, анархистов, призывавших к содружеству с Временным правительством, а также предотвращению возможных путей наступления на демократические свободы. Журналистика этих социалистических партий выражала недоверие большевикам, несогласие с их политикой, преследовавшей цель установления диктатуры пролетариата.

Третью тенденцию отразила большевистская пресса, отстаивавшая идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Она критиковала социалистические партии за их несогласие с платформой большевиков, обвиняла меньшевиков и эсеров в примиренчестве и соглашательстве с Временным правительством. Не мудрено, что по возвращении В.И. Ленина из эмиграции в Россию в апреле 1917 г. большевистские издания настойчиво повели линию на непримиримость с позицией всех других социалистических партий.

Большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции, беспощадно боролась с инакомыслием. А начало гражданской войны и поляризация общества на «белых» и «красных» и вовсе поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе – и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. – только 3.

И не потому ли нас всякий раз охватывают столь остро переживаемые радость и тревога, когда мы открываем архивные папки с чудом сохранившимися нечитанными нами ранее номерами старых газет? Ведь именно в них, в местных уездных «многотиражках», словно под тоненькой корочкой льда Реки Времени, бьются-таятся-теплятся самые сокровенные думы и чаяния, скорби и радости, дерзкие мечты и… несбывшиеся надежды наших дедов и бабушек, отцов и матерей, всех, кому выпала доля жить на земле на переломе великих эпох в истории нашего многострадального Отечества.

***********

По мере чтения изрядно пожелтевших и не единожды отреставрированных страниц гжатского «Голоса народа» столетней давности, как и многих других газет того времени, все более ощущаешь двойственность сложившегося в нашей стране в тот период истории положения. Так, с одной стороны, на смену царской власти с ее «ненавистной каторгой и угнетением» пришли долгожданные свобода и демократия. Да вот только взявшее власть в свои руки Временное правительство, все более и более рассуждая о лучшей для народа доле и лучших для страны временах (правильном правлении, достойной жизни и войне до победного конца), оказалось не способным для этого ничего сделать. Получив всю полноту власти, оно оказалось не в состоянии преодолеть все более разрастающиеся в стране кризисные явления, голод и растущие вместе с голодом злоупотребление и спекуляции с продовольствием; ширившиеся в народе и армии недоверие к своим «отцам-командирам» и недовольство существующим положением дел. Даже выборы и проведение заседания Учредительного собрания, призванного обеспечить выработку Конституции с выборностью в органы власти представителей ото всех сословий, на которое так уповало общество победителей в революции, все более и более затягивалось.

В газете «Голос народа» №35 от 20 сент. 1917 г. сообщается о тенденции разрастания голода уже по всей Смоленской губернии. «Во многих волостях и в городе хлеба почти нет и получить его в скором времени не представляется возможным… За установленную твердую цену, хотя и повышенную, крестьяне хлеба не хотят давать. Продают его тайным образом по 125 руб. за куль, причем покупателю необходимо затратить 3-4 дня на розыск самого хлеба, да еще «подмазку» в 5 и более руб. за беспрепятственный вывоз», что вело к еще большему возмущению крестьянства.

Неутешительными были и сводки с фронтов. В частности, морской министр Временного правительства контр-адмирал Д.Н. Вердеревский отмечает растущее недовольство моряков комсоставом и недоверие к нему. Призывает даже в годы войны вернуть на флот… выборность (?). «Только опираясь на демократию, я могу вести работу во флоте. Когда я увижу недоверие к себе и своей работе, я покину флот», – приводит газета слова морского министра.

В свою очередь, военный министр А.И. Верховский тщетно призывает «от слов перейти к упорной работе». Он пишет: «…Если русская демократия создаст революционный порядок и схватится с врагом, то мы будем иметь мир, какой хотим. Продолжение войны обусловливается нашим развалом».

Военный министр также считает, что нужно обеспечить четкость действий власти, доверие ей. И далее вопиет: «…В этот страшный час русский народ должен сказать, что он великий народ, которым двигают великие идеалы. В противном случае он должен признать свое бессилие и стать рабом чуждых нам интересов».

Следует прямо сказать, что многие русские люди, как на суше, так и на море, являли ценой своей жизни образцы высокого героизма. В разделе «Война» рассказывается о примере самоотверженности комсостава российского эскадренного миноносца «Охотник», подорвавшегося на мине в полдень 13 сентября и быстро затонувшего в глубинах Балтийского моря. «Вечером на берег выкинуло шлюпку с 11 матросами…, – сообщает автор статьи. – Из офицеров никто не пожелал оставить судно, – все погибли».

Погибли, борясь за спасение личного состава, корабля, терпящего бедствие, российского и военно-морского флагов, а также – за честь всего российского флота!

«Голосом народа» за №37 от 2 окт. 1917 г. уделяется значительное внимание наиболее актуальным общегосударственным вопросам – договорам соглашения демократии с буржуазией, различным программам – аграрной, военной, национальной, а также дискутируемому в обществе вопросу о роспуске Государственной Думы.

В разделе «Местная жизнь» размещен материал о недавно прошедшем в селе Клушино Воробьевской волости первом земском собрании.

Автор – гласный (так назывались выборные члены уездных и губернских земских собраний. – Авт.) с.Клушина К.К. Галкин, словно поэт в строках любовной лирики, так описывает это событие: «…великий день в нашей волости. Ведь сегодня соберутся самые лучшие люди из числа жителей волости для обсуждения волостных дел». И далее: «…вопросы решаются сообща, принципиально, но полюбовно».

Уже перед уходом, – сообщает автор, – председатель волостного земства делает гласным предложение «отслужить благодарственный Господу Богу молебен и панихиду за павших борцов за свободу. По окончании молебна [вновь избранный] председатель и члены волостного земства приводятся к присяге».

Статья завершается не менее торжественным аккордом, когда автор с надеждой и упованием замечает: «Время 7 часов вечера. Выходим на улицу. …Светит месяц, видно как днем и так радостно становится на сердце: наконец-то долготерпеливый и измученный народ дождался долгожданного местного самоуправления и дай то Бог, чтобы они в такое тяжелое время оправдали свое назначение».

В №38 «Голоса народа» от 5 окт. того же года помимо «Декларации Временного правительства» и других важных для читателей материалов, публикуется «Письмо с фронта». Автор одноименной статьи, некто Анкудинов, служащий 191-го Ларго-Кагульского пехотного полка, саперной команды сообщает, что хочет опубликовать на страницах газеты случайно попавшее к нему в руки письмо от «незнакомого солдата». Как и автор «письма», так и он сам выражает веру в то, что деревня не умерла, и призывает вместе с «неизвестным солдатом» всех деревенских работников трудиться не покладая рук. При этом оба автора выражают веру в то, что «настанет время свободы, земля перейдет в руки крестьянам», подчеркивают, что «партия социал-демократов самая крепкая» и что именно к ней примыкает «большинство солдат и часть офицеров». Бойцы-единомышленники ни на минуту не сомневаются, что все в мире страдает «по вине проклятых империалистов». Но даже и в эти страшные годы солдатам, а именно из крестьян состоит основная часть армии, «желательно знать, как действуют кооперативы, кредитные товарищества, общества потребителей», – ведь любая война, как известно, оканчивается миром.

К сожалению, эта война затягивается. «Гибнет культура и цветы народа. Мы ждем не дождемся, когда снизойдет на землю мир, а в человецех благоволение», – заканчивает свое письмо с фронта «незнакомый солдат», с которым полностью солидарен и сам автор статьи – боец Анкудинов, добавляющий уже от себя лично, что нужно бороться и верить в партию социал-революционеров, работать на благо и процветание всего трудового народа.

(Окончание следует.)

Николай и Наталья МИНИНЫ

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий