«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

РИТА КРЫЛОВА: “Из Гжатска – в полымя Сталинграда”

7 февраля, 2018 · Нет комментариев

2 февраля, в день 75-летия победы в Сталинградской битве, в дверь Маргариты Яковлевны Крыловой, урожденной Риты Усайт, постучали: с цветами и сердечными пожеланиями здоровья поздравить с одной из самых значимых памятных дат Великой Отечественной войны пришли гости – представители местной власти Гагаринского района. Бодрая пожилая женщина, правда, на инвалидной коляске (но без очков читает надписи к военным фотографиям), приняла гостей и цветы. Улыбнулась. Воспоминания нахлынули: 75 лет прошло с той страшной битвы на Волге, а они до сих пор свежи и горьки…

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Рите Усайт было 15 лет, когда она закончила 7 классов Гжатской школы и скорые медицинские курсы. Латышка по отцу, арестованному в 1938 году и расстрелянному как «враг народа», гжатчанка по последнему местожительству, опять же благодаря назначению отца-офицера, Рита не могла смириться с хлестким как пощечина ярлыком «дочь врага народа», и, когда началась война, в одночасье решила пойти на фронт. Годков не хватало, пришлось приписать еще три, чтобы «дорасти» до подружек. Но первая цель была достигнута: беззаботную троицу вчерашних школьниц, но уже отучившихся на «Роковских курсах» медсестер, взяли санитарками в разбитый после Соловьевой переправы, по словам М.Я. Крыловой, и наполовину укомплектованный госпиталь – выносить утки, мыть полы. Хорошее детство закончилось. В это время Гжатск подвергался авиационным налетам. Начальник госпиталя “успокаивал”: «Это еще не всё, это только начало вашей службы».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Прошло чуть больше месяца, и госпиталь отправили в Москву вместе с девочками-санитарками: другого младшего медицинского персонала все равно не было. По дороге бомбили. Приходилось выпрыгивать в ров, наполненный водой. Так добирались до столицы.

Прибыв на место, гжатских санитарок так и не спросили, где и как они служили, а направили в запасной полк, названия и номера которого Маргарита Яковлевна уже и не помнит. Распределили по разным частям. Наша Рита попала в инженерно-саперный батальон, который минировал подступы к Москве.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

В этом полку 15-летняя Рита значилась фельдшером, в свободное время помогала солдатам писать письма-«треугольнички». Через пару месяцев шуструю Риту за «особый» случай, который чуть не погубил ее, вновь направили в запасной полк. Ей посчастливилось: гжатчанки – старшая подружка Нина Дударева и Аня Фельдшерова – были снова вместе. Теперь их путь лежал в Приволжский военный округ. Там выдали обмундирование, девушки приняли присягу и их направили учиться военно-полевой хирургии. После распределения части Риты предназначалось двигаться в Ленинград. Но война есть война: очень скоро поступил новый приказ – двигаться в Сталинград.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

«Мы повернули на юг. Сталинград встретил солнцем. Нас, уже обученных, распределили сразу по госпиталям. Я попала в госпиталь одной из армий. Этот госпиталь располагался на окраине Сталинграда. Со временем стрелять стали чаще и громче, раненых стало больше. Помещений у нас никаких не было, за нами – только поле, куда нам и приходилось укладывать раненых. Эвакуировать их тоже сначала было некуда – враг окружил город. Уже позже «пробили» коридорчик, и паровоз начал увозить наших раненых.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Моя подруга Ниночка, по счастливой случайности, служила в части, которая занималась транспортировкой раненых из Сталинграда. Она до конца сражения переправляла раненых через Волгу.

Мне удалось встретить ее во время войны, чего тоже могло и не быть. И я ее не узнала. Нина ли это?! Высохшая, почерневшая, обветренная, как скелет исхудавшая: так она работала, так ей было тяжело! Нина прошла всю Сталинградскую битву. Во время одной из бомбежек снаряд попал в палатку, где она была. Тяжелораненая, ползком, она стала выносить истории болезни, чтобы их сохранить. Вытащила почти всё. Следующий снаряд разворотил ее грудь: из раны было видно сердце. Гжатчанка Нина Дударева погибла в Сталинграде в 1943 году.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

О войне в Сталинграде говорить не буду – это страшно! К нам потоком шли раненые. Раны тяжелые: в грудь, спину, позвоночник, живот. Наш госпиталь перевязывал их и оказывал первую помощь, а потом – на транспортировку.

Я работала в хирургическом отделении. У нас была большая-большая палатка. Моя была задача – подавать инструменты врачам на три стола. Переливала кровь, давала наркоз, накладывала шины, гипс. Много работы было. Но это за теми ранеными, которые попадали к нам. А остальные оставались лежать на поле – ждали помощи. Это ужас! Сталинградская битва – это бесконечный обстрел, много раненых, бомбежка, кровь, взрывы, огонь. И не один месяц! Наша хирургическая палатка была вся изрешечена пулями. Очень страшно было в Сталинграде!»

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Победу Рита отметила в Праге: чехи подняли восстание и оказывали содействие Красной Армии, так что потери были минимальные. После Победы Рита по заданию в течение почти трех месяцев сопровождала пленных немцев “за Урал”. Затем – недолгая служба в Киеве. Потом – Гжатск, ставший родным, где ждали мама и брат…

PS: В августе этого года, следуя записи в паспорте, Маргарита Яковлевна Крылова отметит 95-й год рождения. Вновь вспомнит фронтовых друзей, свою подругу Ниночку, слезы Великой Победы и горечь Сталинградской битвы.

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Победа · Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий