(Начало в №1 от 12 января 2018 года)
В газете отмечалось, сколь «велика нужда в такой помощи во всех отраслях, особенно – крестьянства». Где ее нет, говорилось в статье, там «вместо врачебной помощи приходят знахарки, недостаток кредита создает ростовщичество, неорганизованность сбыта сельхозпродуктов порождает прасолов (устар. оптовый скупщик скота и разных припасов для перепродажи. – Авт.), а «юридическую помощь» оказывают волостные писари, «ходатаи и аблокаты», выжимающие из карманов населения последние гроши.
Невежественных крестьян «консультируют» по постоялым дворам и трактирам, что вынуждает их за помощью ехать в город. И весьма часто даже верный судебный процесс, верное дело проигрывается.
Теперь же, утверждает автор статьи, населению предложена квалифицированная юридическая помощь на местах и возможность повышения своей юридической грамотности. Статья так и подписана – Юристъ.
О страшных событиях тех лет повествуется в статье «Сычевка (голод и его последствия)», опубликованной также в первом номере этой газеты под рубрикой «Местная жизнь».
Ни в одной волости, читаем мы, не хватило урожая ржи. Значительные площади озимого поля остались незасеянными. А значит и надежды населения – иметь свой хлеб в будущем – неосуществимы.
«Где же выход?» – вопрошает автор, рассказывая далее о том, что его вынужденно находит само население, примешивая к ржаной муке отруби, льняные жмыхи, картофель, из чего и выпекается хлеб.
Однако есть немалое число семей, не имеющих даже таких суррогатов хлеба. Это «беспосевное городское население и беспосевное сельское население», – указывает автор, не без основания предполагая, что в будущем, при возможном исчезновении с рынка картофеля и других приварочных продуктов – круп и проч., может начаться страшный голод. «Точнее говоря, – констатирует автор статьи, – голод уже начался».
Голодный народ, продолжает он свой горький рассказ, уже бесчинствует в ряде волостей: где-то топят в реках членов продовольственных управ, их избивают, начинают обыскивать, пытаясь выяснить, где они прячут народный хлеб. Но ничего не находят.
В уезде растет озлобление, подозрительность, множатся темные слухи о больших запасах утаенного хлеба, начинается самосуд. И вот уже «появляются темные «герои» из бывших стражников, урядников, разных пропойцев, которые зовут толпу к погрому, к диким расправам. И темная толпа им верит, обливает помоями кооперативные организации, интеллигентов…
Воздух наэлектризован злобой, мстительностью. Ищут виноватых…» Так заканчивается это скорбное повествование, публикуемое со ссылкой на «Смоленский вестник».
И, наконец, в рубрике «По России», среди прочих материалов, мы читаем Воззвание, в котором все добрые люди призываются к пожертвованиям в пользу погорельцев. В этот раз горе постигло многих жителей деревни Крутое Вырубовской волости, где страшный пожар уничтожил 70 различных построек, а «все их обитатели остались без кровли и корма». С горечью и надеждой со страниц газеты «Голос народа» несчастные погорельцы взывали к человеческой милости: «…помогите в нашем бедствии, кто чем может, не оставьте, товарищи, нас горькими сиротами». И как всегда бывало в нашем отечестве, мир оказался не без добрых людей!
(Продолжение следует.)
Николай и Наталья МИНИНЫ
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий