Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Валерий Миронов. Полвека на балетной сцене

19 ноября, 2015 · 1 Комментарий

НАЧАЛО в №44 от 6 ноября 2015 года

Но вот партии в двух других национальных балетах получились у В.Миронова не такими яркими. Впрочем в этом видится вина не исполнителя, а хореографов, которые неоправданно сузили диапазон ведущей партии. По мнению Ю.Чурко, в хореографической партии Василя из балета «Князь-озеро» преобладала лирика. Поэтому «те драматические моменты и волевые энергичные действия, которые присутствовали в его роли, существенно не меняли окраску этого образа. Он несколько напоминал традиционных лирических героев классических балетов, и ему не хватало той жизненной насыщенности и силы, которая была свойственна Сымону». Что касается «Света и теней», то Валентин Давыдов и Валерий Миронов, исполнители ведущей партии Алеся, «стремились романтизировать своего героя, придать ему привлекательные черты». Однако «отсутствие действенных ситуаций, динамики в развитии образа Алеся не позволили танцовщикам серьёзно углубить и индивидуализировать этот образ».

Несомненными удачами Валерия Миронова являлись отдельные характерные партии: «Чтобы хорошо исполнить маленькую роль, надо быть немаленьким артистом, – писала Ю.Чурко. – Например, народный артист БССР Валерий Миронов много и плодотворно трудился на белорусской сцене, исполнял ведущие партии почти во всём репертуаре театра <…>, но вспоминаются прежде всего его сравнительно небольшие роли: па-де-де из «Корсара», Гармодий в «Спартаке», где он рельефно очерчивал образ двумя-тремя штрихами. В маленьких ролях ждут иногда большие удачи».

Партию Гармодия Ю.Чурко анализировала достаточно подробно: «по-юношески наивный, мягкий, а главное горячо влюблённый в Эгину, его Гормодий прозревал, только когда убеждался в вероломстве куртизанки. Но его отчаяние и желание смертью смыть свою вину были настолько искренними, что вызывали сочувствие и заставляли понять эту инфантильную душу». Премьера «Спартака» прошла в 1964 году, когда театр получил звание «академического».

В репертуаре Миронова также присутствовали и комедийные партии. Одним из них был Колен («Тщетная предосторожность»). Критик М.Модель запомнил этого героя в исполнении Валерия как «натуру жизнерадостную и энергичную. Он озорной, остроумный, весёлый, ловкий, с неисчерпаемым запасом юмора. И от сентиментальной и наивно-пасторальной приторности, которую придавали Колену сторонники архаичных традиций и музейного реставраторства в балете, в спектакле ничего не осталось».

За годы работы в театре Миронов побывал на гастролях во многих странах. Начало было положено в августе 1949 года, когда он представлял БССР на международном фестивале в Будапеште. Впоследствии в составе концертных бригад, которые включали танцовщиков со всего Советского Союза, он выступал в Албании (1959), Польше (1955, 1959), Турции (1961, 1966), Афганистане (1962), США (1964), Болгарии (1965), Монголии (1966), ГДР (1966, 1968), Лаосе, Камбодже и Индии (1967), Финляндии, Бельгии и Люксембурге (1969).

Особенно интересной получилась поездка в США с концертной программой «Радуга», во время которой Миронов выступал вместе с Людмилой Зыкиной и Вахтангом Чабукиани. Причём первоначально туда должна была ехать Нина Давыденко. Но буквально перед отъездом она перенесла операцию. В результате Ряженовой и Миронову оформили документы буквально за несколько дней. Успешные гастроли продолжались три месяца, после чего их организаторы предложили исполнителям продолжить выступления в Мексике. Но все дружно отказались и с радостью отправились домой.

На интенсивность поездок Миронова во многом влияло его членство в партии, благодаря чему он являлся «выездным». Кроме того, Валерий Павлович имел прекрасную репутацию, и во время гастролей белорусского театра часто являлся руководителем делегации.

Периодическая печать разных стран сохранила немало восторженных отзывов об исполнительской манере Миронова. Например, в 1966 году обозреватель одной из стамбульских газет писал: «Когда Лидия Ряженова и Валерий Миронов, прекрасные исполнители классического балета, появляются на сцене и воплощают своим танцем «Весну» Грига, человек по-настоящему чувствует радость и опьянение весной. Мы слышали легенду о прекрасных лебедях и помнили, как эти прекрасные белые птицы, которые воплощают чистую любовь, грациозно появляются на берегу прозрачного голубого озера. Эта легенда оживает снова перед глазами зрителей, когда те же двое артистов, Ряженова и Миронов, появляются на сцене театра «Каболь-Нандары» и исполняют фрагмент из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Ещё более грациозно, чем птицы, они исполняют этот танец. Эти номера <…> относятся к числу художественных ценностей и вызывают у каждого зрителя чувство прекрасного и любовь к искусству». После гастролей в Камбодже Миронов и Ряженова в 1967 году были награждёны орденом этой страны «За развитие литературы и театра». Сохранилась фотографии, как руководитель этой страны Нарадом Сианук снимает со своей головы каракуль и надевает его на голову Миронова.

В 1955-м Валерий Миронов был удостоен почётного звания заслуженного, а в 1966-м – народного артиста Белоруссии.

Миманс как продолжение карьеры

В 1968 году на сцене театра оперы и балета прошёл творческий вечер Лидии Ряженовой и Валерия Миронова, посвящённый 20-летию творческой деятельности дуэта. В первом отделении был показан 2-й акт из балета «Баядерка», где Ряженова исполнила партию Никии, а Миронов – Солора (это были их любимые герои). Второе отделение имело концертный формат. В исполнении юбиляров было представлено два адажио: из второго акта «Лебединого озера» и из балета «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В исполнении других солистов были показаны восточный танец из «Голубого Дуная», вальс Шопена, адажио из «Вальпургиевой ночи», «Умирающий лебедь» Сенс-Санса, адажио Эгины и Гармодия из «Спартака», романс Шостаковича. Вместе с танцовщиком Александром Ефремовым последний номер танцевала молодая Людмила Бржозовская. В белорусский балетный мир приходило новое поколение.

Для Лидии Ряженовой этот вечер стал прощанием со сценой. Валерий Миронов танцевал ещё один сезон, во время которого исполнял небольшие характерные партии: Гамаш («Дон Кихот»), Брамин («Баядерка»), Король («Спящая красавица»). В октябре 1969 года он ушёл на пенсию. Как вспоминала его супруга Нинель Андронова, в какой-то момент Миронов делал перед зеркалом арабеск и увидел, что он меньше 90 градусов. Тогда впервые появилось желание закончить карьеру, чтобы остаться в памяти зрителей исполнителем высокого уровня.

Из театра Валерий уходить не хотел, поэтому в апреле 1970 года согласился перейти на должность инспектора сцены. Однако этой работой, которая имела бумажный характер и требовала ежедневного продолжительного сидения за столом, Миронов был недоволен. Поэтому меньше чем через год, в марте 1971 года, написал заявление об уходе. Но уже в ноябре того же года он был зачислен на должность артиста миманса и выходил на сцену на протяжении трёх десятилетий – до сентября 1999 года. Его занятость в текущем репертуаре была большой. Например, в 1997-м Миронов выходил на сцену в 17 спектаклях, в том числе в «Бале-маскараде», «Пиковой даме», «Евгении Онегине» и «Царской невесте». В разные годы исполнял партии Герцога («Жизель»), Хозяина бала («Бал-маскарад»), Наставника («Лебединое озеро»).

Проблемы со здоровьем заставили Валерия Павловича оставить театр. В последние годы он смог больше уделять времени своим хобби. Его главным увлечением была рыбалка. Летом он уезжал в деревню и с удовольствием уходил на реку. Миронов много читал. Предпочитал классику, балетную литературу, а также детективы. Лучшими друзьями Миронова и Андроновой являлись супруги-танцовщики Николай и Раиса Красовские, а также танцовщик Станислав Граховский. Но самые близкие отношения связывали Миронова и его жену с Натальей Гайдой и Юрием Бастриковым.

27 июля 2008 года Валерий Миронов скончался. В истории белорусского балета он остался как великолепный классический танцовщик. Достаточно сказать, что он исполнял партию Зигфрида в «Лебедином озере» 300 раз. Неудивительно, что в год, когда Валерию Павловичу исполнилось бы 85 лет, на сцене театра был показан этот спектакль, посвящённый памяти Миронова.

О человеческих качествах артиста ярко рассказывает такой факт. Некоторое время Миронов, к тому времени уже заслуженный артист республики, и Андронова жили в коммуналке. Им должны были дать двухкомнатную квартиру. Но Валерий узнал о том, что следующей в очереди стоит семья с больным ребёнком и отказался от жилья в их пользу.

Редкий случай, но и Лидия Ряженова, недавно отметившая своё 88-летие, и Нина Давыденко, преподающая в хореографическом колледже, и Нинель Андронова, работающая капельдинером театра опера и балета, остались в хороших отношениях. Может быть, в этом есть и заслуга Валерия Миронова – танцовщика, умевшего объединять людей?

По материалам журнала «Партер». – №4 (17). – 2012

Категории: Национальное достояние

1 ответ до сих пор ↓

  • 1 Коваль Валерия // Янв 19, 2016 в 14:20

    Отличный танцор и талантливый человек. Будем помнить всегда

Оставить комментарий