«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Немножко хирург?

Ноябрь 18, 2015 · Нет комментариев

“Министерство считает, что, благодаря этому, по окончании шестого курса студент вроде как готовый специалист. Он немножко хирург, терапевт. Везде по чуть-чуть, а по сути – ничего…”

«Гагаринской бесплатной поликлинике пришёл конец?», «где терапевты?», «попасть к нашим терапевтам – как слетать на Луну!» Это лишь некоторые выдержки из полемики, которая развернулась между гагаринскими жителями в одной из социальных сетей. Наболевший вопрос от населения мы адресовали главному врачу Гагаринской центральной районной больницы Александру Савицкому. Комментарий на предложенную тему неожиданно приобрёл масштабы серьёзной, глубокой беседы о современной медицине в целом, о качестве образования, которое получают будущие специалисты, и главное – о том, что ждать пациентам от намечающихся реформ в системе российского здравоохранения.

– Александр Викторович, жители, мягко говоря, обеспокоены нехваткой терапевтов. Данная проблема имеет место быть. С чем это связано?

– Данная проблема существует не только с терапевтами. На сегодняшний день кадровый дефицит в районной больнице таков: в наличии у нас 53% врачей и 70% среднего персонала. Младшего персонала у нас хватает. А вот с врачами и медсёстрами – беда. Какую специализацию ни возьми, везде наблюдается “кадровый голод”. И так – во всех отделениях.

Что касается участковых терапевтов, то сегодня у нас работает 4 специалиста. А по количеству населения в городе Гагарине должно быть 14! Соответственно, увеличивается нагрузка на медперсонал, когда нужно работать и за себя, и за того парня. Отсюда и огромные очереди, и жалобы от пациентов.

– Как реализуется политика по привлечению новых кадров в Гагарин?

– Когда рядом Москва, желающих поработать за нашу зарплату нет. Да и современная система образования не способствует уплотнению в рядах врачей районных больниц. Получая диплом об окончании мединститута, перед выпускником стоит выбор будущего места работы. И, конечно, выбирают то, что слаще и для кармана приятнее. Есть, конечно, категория целевых студентов, которые обучаются на бюджетные деньги и далее заключают договор, по которому обязаны прийти в районные больницы. По такой программе к нам в следующем году направят двух специалистов – врача анестезиолога-реаниматолога и врача-терапевта. Но в целом кадровую картину это не улучшит. При условии, что каждый год к нам будут приходить хотя бы два специалиста, а существующие врачи продолжат работать, дефицит персонала себя исчерпает лет через шестнадцать. Сегодня у нас 90 врачей, а должно быть 180!

– Согласно нововведениям, которые подготовил минздрав, готовится к принятию новая система подготовки врачей. Что она из себя представляет?

– Программа разработана, но окончательного решения по ней ещё не принято. Это сложный вопрос, если не сказать больше – можно смело ставить крест на всей медицине. Что предлагает минздрав? Первые три года в институте – это общий курс, с четвёртого по шестой – студент больше сосредоточен на практической части, основное время проводя у постели больного в стационаре или в поликлинике на приеме. Министерство считает, что, благодаря этому, по окончании шестого курса студент вроде как готовый специалист. Он немножко хирург, терапевт. Везде по чуть-чуть, а по сути – ничего.

Далее он обязан три года отработать в поликлинике или врачебной амбулатории в первичном звене – участковым терапевтом, педиатром или стоматологом. После чего продолжает обучение уже по узкой специальности. Таким образом, процесс обучения может растянуться на десять, а то и на одиннадцать лет. Кому понравится быть вечным студентом и только в 29 лет стать молодым специалистом? У многих уже семьи к этому времени созданы, которые кормить нужно!

– Если реформа будет принята, как она повлияет на ситуацию с нехваткой медперсонала в нашем городе? Если студенты обязаны три года отработать по направлению, будет ли это способствовать сокращению очереди?

– Давайте смотреть на проблему шире. Во-первых, кроме терапевтов, у нас дефицит по всем направлениям. Студенты, согласно нововведению, работают терапевтами, накапливаются. А что в итоге? Хорошо, насытим мы первичное звено – участковых терапевтов и педиатров, а что с другими специальностями будет? Голову поднимем, хвост увязнет? Цель первичного звена – выявить заболевание и направить к узкому специалисту, вести профилактику заболеваний, проводить диспансеризацию.

Во-вторых, работать придут вчерашние студенты без опыта, без навыков. Вопрос о качестве осуществляемого ими лечения – открытый, так как рядом нет куратора-преподавателя. Соответственно, страдает снова пациент. То есть фактически мне нужно будет закрепить за ними врача-специалиста, который будет обучать и “гасить” неизбежные конфликты. А в больнице и без того нехватка персонала. Извините, больница – это не школа. Если человек пришёл, он должен работать!

В-третьих, давайте не будем забывать о том, что у студентов по-прежнему есть выбор, где работать в эти три года. Не факт, что своё внимание они сосредоточат на нашем городе.

– Как вы видите решение проблемы?

– Я считаю, что всё нужно начинать с системы образования. Необходимо вернуться к нормальному – «советскому» – образованию, которое просуществовало не один десяток лет и на которое равнялся весь мир. Сохранить институт интернатуры как промежуточное звено, где бывший студент набирается опыта и мужает как врач. Временно ввести распределение, как ответ на кадровый кризис, и закреплять молодых специалистов за районными больницами. Ну и, конечно, пересмотреть вопрос о заработной плате врача. Зачастую, чтобы заработать деньги, на которые можно жить, специалисты совмещают сразу несколько должностей. Но за счёт чего? За счёт потери качества лечения. До обеда он – педиатр, после – делает УЗИ, а в ночь – дежурный врач в детском отделении. О каком качестве лечения можно говорить? А страдает, в итоге, пациент!

Беседовала Дарья КУЗНЕЦОВА

Категории: Острый угол

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий