«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Галина Матвеева. Пять песен – путь в профессию

25 сентября, 2015 · Нет комментариев

Один из философски настроенных воспитанников, как-то рассуждая о “нелёгкой” детсадовской жизни, признался: если не встретил Галину Семёновну, то день прошёл впустую.

Галина Матвеева

Коренная смолянка Галина Семёновна Матвеева родилась в деревне Батюшково Гжатского уезда в семье сельской интеллигенции. Бабушка Александра Владимировна преподавала математику в царской гимназии. Мама Евгения Афанасьевна работала учителем русского языка и литературы в местной школе. Забегая вперёд, отметим, что Галине Семёновне суждено продолжить педагогическую династию. Она станет учителем в третьем поколении.

Дом на опушке, старый патефон и песни на дереве

“Я росла в лесу”. Столь необычно начинает свой рассказ Галина Матвеева. Срубленный отцовскими руками дом, стоящий на самой опушке и вобравший в себя колорит русской деревни, с большой тёплой печкой и ажурными резными ставнями. Во дворе – отец, по натуре крепкий хозяйственник, раскинул сад с экзотическими для того времени растениями: двор украшали сочные цветы гортензии, в горшках на окошках уютно разместились фикусы, в комнате росла самая настоящая пальма. Где хозяин добывал семена и саженцы, никто не знает. Но дом на опушке играл в контрасты с царившей вокруг послевоенной разрухой и неустроенностью.

А ещё здесь неизменно звучала музыка. Отец Семён Александрович хорошо пел, любил танцевать и участвовал в номерах художественной самодеятельности. Мама, обладая замечательным голосом и навыками игры на гитаре, составляла ему прекрасную компанию.

Неотъемлемым фоном всех домашних дел стали песни народные. Их Галина полюбила особенно. Втайне от всех стеснительная от природы девочка уходила далеко в лес, забиралась на дерево, чтобы в безлюдной чаще испытать возможности своего пока ещё неокрепшего голоса.

Народные напевы иногда перемежались с композициями до- и послевоенного периода, доносившиеся из домашнего патефона. Песни войны будили воспоминания – горькие, жгучие, с застрявшей в сердце “иглой”. Отца призвали в армию в 1940 году. Пройдя фронтовыми дорогами, Победу встретил в Австрии, будучи комендантом станции. Домой ему суждено было вернуться только в 1948 году. Среди наград – многочисленные медали, ордена, двенадцать сталинских благодарностей. После войны трудился на восстановлении железных дорог по всему Союзу, побывал на Донбассе. Тяжёлый каторжный труд подорвал здоровье. Семён Александрович ушёл из жизни в 57 лет.

Незавидная судьба выпала и на долю матери, Евгении Афанасьевны. Её папа, будучи белогвардейским офицером, полным кавалером ордена Святого Георгия, был расстрелян в 1937 году. Жена, не выдержав потери, в скором времени умерла от горя. Маленькая Женя осталась сиротой и выросла в детском доме. Став взрослой, создала свою семью и подарила дочери всю любовь и нежность, всё то, чего сама была лишена.

Разверни меха баян

По иронии судьбы, в жизни будущего работника дошкольного образования собственной встречи с детским садом так и не случилось. Одно время с Галей сидела нянечка, потом начались путешествия по местам работы родителей.

С романтикой железных дорог девочку познакомил отец. Семён Александрович работал железнодорожником, тринадцать лет отслужил дежурным по станции в Батюшково. Частенько вдвоём по бесплатному билету катались в Москву. Из-за частых визитов даже на учёте девочка стояла не в местной, а в столичной поликлинике. Когда выездов не предвиделось, гуляла по станции, а часы дневного сна коротала рядом с кассовым окошком.

Не менее увлекательными оказались школьные уроки. Мама в роли учителя походила на актрису из кино. Невероятно, как хотелось стать похожей на неё!

Желание продолжить династию педагогов в школьные годы становилось всё более уверенным, сильным, осознанным. По-прежнему неодолимо тянуло к музыке. Правда, весьма скромные условия для занятий не давали широко развернуться. Из-за отсутствия музыкальных инструментов урок пения сводился к исполнению песен а-капелла. Ситуация изменилась с приходом нового директора, который умел играть на баяне, а главное, этот баян имелся в наличии. Занятия зазвучали, как и счастье Галины.

Тут же родился творческий номер с белой лентой, миловидным платьем. Первое серьёзное выступление на публике потянуло за собой вереницу других. Без Гали не обходился ни один концерт художественной самодеятельности, ни один сельский праздник.

Когда пришла пора выбирать путь, сомнения не одолевали. В 16 лет выпускница школы поступила в Смоленское педагогическое училище на специальность “учитель пения”. Здесь же впервые увидела пианино и познакомилась с нотной грамотой. Как сдала вступительные экзамены, сама удивляется. Но прекрасный голос и аттестат с хорошими отметками дело своё сделали: талантливую девушку оставить без мечты приёмная комиссия не посягнула.

Учиться со студентами, в руках которых корочки об окончании музыкальной школы, – труд невероятный, кропотливый. Приходилось в короткие сроки навёрстывать упущенное и пополнять копилку знаний. С чистого листа училась игре сразу на трёх музыкальных инструментах – пианино, баяне и домре. Занималась даже по ночам, а к третьему курсу встала вровень с товарищами по альма-матер.

Правильному дыханию и выразительности пения студентов обучала Галина Ивановна Запрягаева, в прошлом – оперная певица, в своё время окончившая Ленинградскую консерваторию. Столь же высоким уровнем преподавания отличались и другие педагоги.

Благодаря отлично заложенному фундаменту знаний первая практика Галины Семёновны прошла легко и непринуждённо. В смоленской школе №4 в класс вошла без страха и робости. Нового учителя, который по возрасту недалеко ушёл от них, семиклассники встретили с любопытством. Студентка, в свою очередь, с интересом наблюдала за своими подопечными. Долгие часы подготовки даром не прошли, и урок сложился.

В 1975 году Галина Матвеева получила диплом об окончании училища. Новым документом молодой специалист с радостью хвасталась перед родителями. Отец на эмоции скупился, приобретённые знания проверял лично, поставив задачу: “Пока не сыграешь пять танцев, не поверю, что ты получила профессию”. Удалой баян развернул меха, и воля родителя оказалась исполнена.

Лучше “Снежинка” в руке

По распределению девушку направили в Гагарин – в городскую школу №2. Вакантного места учителя по пению не оказалось. Пришлось идти работать музыкальным руководителем в детский сад “Снежинка”. Заточенная на серьёзных и величественных Моцарта и Чайковского, на знаменитые оперные и балетные произведения, Галина Семёновна несколько растерялась: трёхлетним ученикам разве расскажешь о великом? Перестраивалась прямо на ходу. Со временем открыла для себя чудесный репертуар для малышей. С головой погрузилась в удивительную атмосферу детского сада. Этот мир полюбила настолько, что “Снежинке” верна на протяжении вот уже сорока лет.

Природу своей верности ищет в характере. Говорит, что однолюб по жизни. А ещё вместе с народными песнями ей близка и народная мудрость. Одна из любимых – лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Застопориться на одном месте не дают и дошколята. Один из философски настроенных воспитанников, как-то рассуждая о “нелёгкой” детсадовской жизни, признался: если не встретил Галину Семёновну, то день прошёл впустую. Следом бегут родители, приписывая музыкальному педагогу волшебные свойства: мол, любимое чадо каждое утро просыпается с капризами, но стоит сказать, что сегодня по расписанию музыкальное занятие, у ребёнка только пятки сверкают. Это ли не награда за многолетний труд? Здесь и мотивация, и вдохновение, и осознание правильности выбранного пути.

Историю родного дошкольного учреждения Галина Семёновна рассказывает с завидной точностью, трепетом и гордостью, будто это собственная биография. Впрочем это и есть её жизнь:

– “Снежинка” – это детский сад номер один, старейшее дошкольное учреждение в нашем городе. А название своё он получил в 1963 году. Имя ему дала Софья Афанасьевна Шайдуйкис, работавшая в то время заведующей. Детский сад был организован на базе детского дома, который открылся в 1943 году. После освобождения города от фашистских оккупантов, детей-сирот необходимо было куда-то пристроить. Здание располагалось на улице Ленина. Затем детский сад переехал на улицу Комсомольскую. Это был длинный барак, в котором организовали четыре группы. Музыкальным руководителем там работал Александр Иванович Дроздов – одарённый человек, владевший игрой на различных инструментах. Создать семью у него не сложилось, поэтому свою жизнь он всецело посвятил музыке. Истинный профессионал своего дела, для меня он стал примером для подражания.

Заветам мастера Галина Семёновна следует и ныне, хоть и признаётся, что юное поколение изменилось. Современные дети схватывают на лету, но менее усидчивы, а ещё их сложно удивить. “Раньше принесёшь какую-нибудь новую игрушку или картинку – ребята сидят, открыв рот. Это было в новинку, на игрушки был дефицит. Сегодня дети более избалованы. Они всё знают, всё умеют, всё видели”, – с улыбкой говорит Галина Матвеева.

Впрочем трудности её по-хорошему разжигают. В голове – новые проекты, на бумаге – сценарные наброски к предстоящим утренникам. Волшебница она или большой талант – гадать можно долго, но времени нет. Рядом суетятся дошколята с единственным вопросом на устах: “Когда ждать следующее занятие музыкой?”

Дарья КУЗНЕЦОВА. ФОТО – автора

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий