Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Кто заплатит за билет?

13 марта, 2015 · Нет комментариев

В Центральной России могут снова отменить электрички, движение которых недавно восстановили по приказу президента.

Основная причина в неразрешенном вопросе – кто возьмет на себя убытки, которые приносит организация пригородного сообщения. Пока что они «зависли»: регионы задолжали пригородным пассажирским компаниям, а те, в свою очередь, – РЖД. Железнодорожников такое положение дел не устраивает, но не все регионы в состоянии покрыть затраты перевозчика.

На подарки не рассчитывать

В январе 2015 года «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК), работающая в десяти регионах ЦФО, по договоренности с их властями исключила из расписания 50 электричек, напомнила «РГ» директор по экономике и финансам компании-перевозчика Татьяна Островская. В начале февраля после памятного выступления президента все отмененные поезда вернули, а ЦППК разослала контрагентам допсоглашения к договорам – чтобы власти регионов «задним числом» заказали восстановленные маршруты и заплатили за них. Пока эти документы не подписали только Тульская область за 12 поездов и Смоленская – за свою часть маршрута “Москва – Гагарин”.

– Его решили «закоротить» до Бородино – там заканчивается территория региона, который за этот маршрут заплатил, – сообщила представитель ЦППК.

Власти Смоленщины с этим, разумеется, не согласны.

– Президент заявил, что нужно пойти навстречу жителям регионов, с учетом чего мы четко сформулировали, какие электрички нам нужны и на каких маршрутах. И за это мы готовы рассчитываться, – заявил смоленский губернатор Алексей Островский. – Однако нас пытаются заставить платить за электрички, которые нам не нужны! Например, за пригородные поезда по 10-12 вагонов – там, где достаточно двух-четырех! Насколько мне известно, то же самое и в других регионах – перевозчик действует, исходя исключительно из собственной выгоды. Меня такая позиция возмущает, и я доложил о происходящем в заинтересованные ведомства, включая полпредство президента в ЦФО. Надеюсь, глава государства получит объективную информацию о том, как выполняется его распоряжение.

Цена вопроса

Основной спор между регионами и ЦППК заключается в оценке расходов. Схема формирования конечной цены билетов на электричку такова: пригородная компания высчитывает экономически обоснованный тариф на перевозку (за аренду подвижного состава и инфраструктуры компания платит РЖД, чьей «дочкой» она является) и предъявляет эти затраты властям субъекта. Те устанавливают тариф для населения, который, как правило, в несколько раз ниже экономически обоснованного, а разницу компенсируют транспортникам из своей казны. Федеральный же бюджет до конца 2014-го покрывал РЖД 99 процентов ставки на аренду инфраструктуры, однако с нового года льготную ставку довели с одного до 25 процентов.

Комментарий

– Мне это напоминает ситуацию, когда в кафе после обеда вы сполна оплатили счет, а на выходе вас догоняет официант и предлагает оплатить тот же счет снова, причем в пятикратном размере. Дескать, в этот день в кафе было мало посетителей, а аренда здесь дорогая и зарплата у повара очень высокая, – прокомментировал претензии перевозчика министр Максим Семиохин.

К слову, в федеральном правительстве обсуждается возврат однопроцентной льготной ставки на инфраструктуру и обнуление НДС для пригородных компаний. Однако этих мер, признают в ЦППК, недостаточно, да и с их реализацией возникнут сложности. Как ранее отмечала «РГ», вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что возврат к прежней ставке потребует 8,7 млрд. рублей. Взять их можно только из антикризисного фонда.

Роман Мюнге, эксперт Европейского железнодорожного агентства:

– В Германии этот вопрос решается путем целевого адресного финансирования компании-перевозчика государством, льготного налогообложения и другой помощи, однако при условии полной прозрачности тарифообразования, структуры доходов и расходов перевозчика. В компании также действует программа снижения издержек, где большое значение имеет собираемость платы за проезд. В России же не считается чем-то предосудительным ездить без билета, а служба контроля абсолютно бессмысленна – «съедает» больше денег, чем приносит пользы.

“Российская газета”. №6614 (43)

Категории: Острый угол

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий