«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Пора в ракету!

1 февраля, 2015 · Нет комментариев

55 лет назад – в феврале 1960 года – был сформирован первый отряд космонавтов.

Начало первого набора можно отнести к 1958 году, когда в Институте авиационной медицины были начаты работы по двум темам: отбор человека для полёта в космос и подготовка человека к первому космическому полёту. Научным руководителем обоих тем был Владимир Иванович Яздовский, а ответственным исполнителем – Николай Николаевич Гуровский.

Пора в ракету!

В мае того же 1958 года Сергей Павлович Королев рассмотрел предложения проектного отдела, возглавляемого Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. В июне С.П. Королев вместе с М.К. Тихонравовым составляет записку в правительство об этих перспективных работах. В ноябре 1959 года на совете главных конструкторов принимается решение начать разработку спутника для человека.

В начале 1959 года отбор космонавтов получил организационное оформление. 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №22-10СС «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 569-264 «О подготовке человека к космическим полётам».

Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 см, вес – до 75 кг, отличное здоровье. Сам же набор начался в августе 1959 года.

Для истории нужно отметить, что «путевку в космос» первому космонавту планеты Ю.А. Гагарину выдали проводившие отбор в его части военные медики Петр Васильевич Буянов и Александр Петрович Пчелкин. Всего были просмотрены медицинские книжки 3461 человек.

По медицинским показателям, служебным характеристикам и соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек. Одним из основных принципов, которым руководствовались комиссии, являлся принцип строгой добровольности. На собеседовании, по воспоминаниям космонавтов, многим задавали ставший знаменитым вопрос: «На новой технике полетать хотите?» Несмотря на то, что цель отбора знали только командиры дивизий, почти все догадывались, о какой технике идет речь. Но открыто об этом не говорилось, кандидатам даже не разрешалось разглашать сам факт собеседования. Принимать решение нужно было сразу. Правда, многие вспоминают, что женатым разрешалось посоветоваться с женой. Правда, большинство принимало решение прямо на собеседовании, давая согласие или отказываясь.

Согласившихся кандидатов далее ждал первый медицинский этап обследования, который проводился обычно в гарнизонном госпитале. После этих двух этапов в списке кандидатов в отряде космонавтов осталось 206 человек. Потянулись месяцы ожидания. За это время 52 человека сами приняли решение отказаться от участия в новом, неизвестном деле. Причины этого были самые разные, но основной было все же нежелание расставаться с лётной работой. Таким образом, число кандидатов сократилось до 154 человек.

Следующий этап отбора начался в октябре 1959 года. Кандидатов вызывали в Москву, на стационарное обследование в Научно-исследовательский авиационный госпиталь (НИАГ), проходившее в два этапа: клиническое обследование в объеме врачебной экспертизы лиц лётного состава истребительной авиации и психофизиологическое обследование. Продолжалось обследование в среднем два месяца.

Руководителем работ по отбору в первый отряд космонавтов был назначен М.Д. Вядро. В первые дни отбора (уже в госпитале) 18 человек отказались от дальнейшего прохождения обследования. Причиной были опасения, что неудачное прохождение отбора может помешать в дальнейшей лётной работе. Ещё два человека были отбракованы медицинской комиссией. Кроме всевозможных анализов и осмотров, кандидатов подвергали так называемым «нагрузочным пробам» – выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, проверяли устойчивость организма к гипоксии и перегрузкам. На следующий этап отбора прошли только 134 лётчика. Он начался в следующем году, после выхода 11 января 1960 года директивы Генерального Штаба ВВС №321141 «О формировании ЦПК ВВС и отряда космонавтов», в которой оговаривалось и планируемое число космонавтов – 20 человек.

К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. 105 человек были либо отсеяны по медицинским показаниям, либо сами отказывались проходить 2-й этап медкомиссии. Фамилии всех этих кандидатов вряд ли когда будут известны полностью.

Итак, на мандатную комиссию были представлены кандидатуры 29 человек, полностью прошедших все этапы медицинского обследования и получившие допуск к спецтренировкам:

  1. Аникеев Иван Николаевич
  2. Беляев Павел Иванович
  3. Бессмертный Николай И.
  4. Бондаренко Валентин Васильевич
  5. Бочков Борис И.
  6. Бравин Георгий А.
  7. Быковский Валерий Федорович
  8. Варламов Валентин Степанович
  9. Волынов Борис Валентинович
  10. Гагарин Юрий Алексеевич
  11. Горбатко Виктор Васильевич
  12. Ефременко Михаил А.
  13. Заикин Дмитрий Алексеевич
  14. Иноземцев Григорий К.
  15. Карпов Валентин А.
  16. Карташов Анатолий Яковлевич
  17. Комаров Владимир Михайлович
  18. Леонов Алексей Архипович
  19. Лисиц Лев Зиновьевич
  20. Нелюбов Григорий Григорьевич
  21. Николаев Андриян Григорьевич
  22. Попович Павел Романович
  23. Рафиков Марс Закирович
  24. Свиридов Валентин П.
  25. Тимохин Иван М.
  26. Титов Герман Степанович
  27. Филатьев Валентин Игнатьевич
  28. Хрунов Евгений Васильевич
  29. Шонин Георгий Степанович

После мандатной комиссии кандидаты вновь разъехались по своим гарнизонам в ожидании вызова в Москву. 3 марта 1960 года появился приказ МО СССР №31 «Временное положение о космонавтах», на основании которого определялись статус и обязанности космонавта.

В самом начале марта в Москву первым прибыл Павел Попович. Через три дня к нему присоединился Валерий Быковский, затем приехали Иван Аникеев, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Герман Титов, Георгий Шонин. Еще через 4 дня приехал Алексей Леонов.

7 марта 1960 года Главкому ВВС К.А. Вершинину были представлены эти первые кандидаты в космонавты. В тот же день приказом Главкома ВВС №267 все они были зачислены на должность слушателей-космонавтов ЦПК ВВС. А 9 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №292 на должность слушателя-космонавта был зачислен Евгений Хрунов.

Занятия по общекосмической подготовке начались 14 марта 1960 года и включали в себя как теоретические дисциплины (в частности, подготовка по основам космической и авиационной медицины составила 92 часа), так и изучение конструкции корабля и физическую подготовку, а также медико-биологическую подготовку (в том числе в экспериментах с изоляцией длительностью от 10 до 15 суток при обычном и измененном суточных режимах).

В космос довелось слетать лишь 12 из них. Четверо (Иван Аникеев, Григорий Нелюбов, Марс Рафиков и Валентин Филатьев) были отчислены из отряда за «нарушение режима», а Дмитрий Заикин был отчислен по состоянию здоровья.

Дольше всех в отряде космонавтов находился выполнивший два полета Борис Волынов. Зачисленный в отряд 7 марта 1960 года он был отчислен из отряда 30 мая 1990 года, в связи с тем, что 17 марта был уволен из ВС в запас по возрасту. В любом случае, его космический стаж составляет 30 лет.

По материалам www.astronaut.ru

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий