Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва

28 января, 2015 · Нет комментариев

Думаем, не лишним будет познакомить читателя с крупицей “содержимого” православных чтений. Предлагаем фрагмент доклада ученицы 6 класса Баскаковской средней школы Анастасии Булгарь, который назвается так: “Особенности формирования духовных основ русской культуры”.

«Душа, в которой отсутствует мудрость, –
мертва. Но если обогатить ее учением,
она оживет, подобно заброшенной земле,
на которую пролился дождь».
Абу-ль-Фарадж

«Загляните в самую глухую русскую деревню, отделенную от остального мира почти непроходимыми лесами и болотами, и вы не найдете там почти никаких следов европейской цивилизации; но тем не менее заметите в характере жителей много природного славянского ума и добродушия и глубокие следы христианства, которые, может быть, чем глубже, тем древнее. Это сильно образующее влияние христианства идет, без сомнения, с тех самых пор, когда наши первые, святые сподвижники христианской истины, смело углубляясь со своею могучею проповедью в глушь болот и лесов, полагали в души языческие святые семена». Эти слова К.Д. Ушинского весьма точно охарактеризовали русскую духовность. В прежние времена нередко можно было воочию увидеть подобную картину. В большинстве областей (уездов, губерний) люди практически не знали грамоту, но знали наизусть Псалтирь и Библию. Моя Баскаковская школа образовалась в 1912 году как земская, а не церковно-приходская. И главным учебным предметом считался Закон Божий.

Каким же образом сформировалась неповторимая русская духовность, какие моральные и физические факторы были задействованы в процессе?

Обратимся к истокам. В России духовная культура сформировалась при помощи слияния древнеславянской и православной веры. Ведь не зря специалисты выделяют «русскую культуру» как отдельный вид. Европа не признавала слияния христианства с язычеством и презирала за это Русь. Но ещё до Крещения русский народ был отличен от европейского. Территории и климаты Средиземноморья и Восточной Европы сильно различались. И если житель Средиземноморья мог позволить думать о развлечениях практически весь год, то русский человек должен был практически весь год воевать с природой за урожай. В процессе этой борьбы сформировали привычного к невзгодам и лишениям, сильного духом русского человека.

Покоряло всех иностранцев и единство русского народа в преданности государственной власти и церкви, рождающей неповторимый русский патриотизм. В старину десятки миллионов верующих, горячо любящих свое Отечество, соединялись в молитве в одну могучую волю, приобретали бесстрашие, которое не могло не увенчаться победой. Отдать жизнь «за други своя», за Отечество – считалось делом священным. Испокон веков могущество и процветание Руси держалось на двух столпах – воинстве и монашестве. Два этих служения имеют особый вес перед Богом, ибо в них наиболее ярко проявляются величайшие добродетели человека – самоотверженность, отречение от удобств и удовольствий мира во имя высших идеалов. В традициях русского воинства – высокий боевой дух, отвага и бесстрашие на полях сражений, верность долгу, жертвенность. В старославянском языке способность человека пожертвовать жизнью относилась к высшим, святым целям и помыслам: «приносить себя в жертву» обозначалось глаголом «святит ся» (посвящать себя). И отношение народа к войне было глубоко христианским, евангельским: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Русскую армию не случайно именовали христолюбивым воинством. Русский народ был не только народом христианским, но и удивлял иноземцев своей глубокой верой.

Священный характер защиты Отечества явственно выразил святой князь Александр Невский, провозгласивший: «Не в силе БОГ, а в правде!» Сражаясь с врагом, русские князья бились «За Землю Святорусскую, за Святые храмы Божии». Для русских защищать Отечество означало защищать и Веру Православную.

Отечество как сакральная ценность, осознание необходимости его защиты всегда были свойственны русской культуре. Уже в первый день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

О роли церкви в истории России ярко писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма? – Церковь Православная. Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных, освящая дело защиты Отечества как личный религиозный долг каждого, способного носить оружие? Кто научил русского человека быть верным – без лести, мужественным – без жестокости, щедрым – без расточительства, стойким – без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы? – Церковь Православная!»

Так что же служит оплотом нашей духовности? То, что несмотря ни на что, русский народ сохранил непреклонную веру в Бога. Через тысячу лет он пронес эту ценность. На этой вере мы и пытаемся основать и нашу личную жизнь, и наше общество. Так будет же хранить Россия эту ценность вечно, ибо вера – духовная сила нашей страны.

КОММЕНТАРИЙ. Евгения АНДРЕЕВА, руководитель секции №1:

Доклады участников секции отличались не только по своей глубине, но и по яркости и эмоциональной насыщенности. Учитель истории школы №2, Надежда Алексеевна Зарембо, обратила внимание молодого поколения на большой вклад церковнослужителей Гжатского уезда в духовное воспитание наших земляков.

С целью пробуждения у детей живого интереса к традициям Русской православной церкви Елена Николаевна Гаврилова, учитель Клушинской школы, рассказала о роли митрополита Алексия в становлении российской государственности.

К духовным истокам отечественной культуры обратилась ученица Баскаковской школы Анастасия Булгарь, в ясной и доступной форме изложив особенности формирования духовных основ русской культуры.

Екатерина Михайлова, ученица школы №1, и Илья Галанов, ученик Баскаковской школы, на примере жизненных подвигов Иосифа Волоцкого и Сергия Радонежского рассказали ровесникам о жертвенном служении своему Отечеству.

К православным святыням и духовным истокам русского народа обращались также учащиеся Пречистенской школы и школы №3.

Хотелось бы пожелать участникам следующих чтений соответствия докладов предъявленной тематике и глубокого осмысления исследуемых духовно-нравственных проблем.

Категории: Наша вера

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий